|
Рябушкин А.П.
Бумага, графитный карандаш
22,5 x 35,5
Русский музей
Незадолго до смерти, в 1901 году, Рябушкин переехал в Дидвино – усадьбу своего приятеля художника В.В.Беляева, находившуюся недалеко от станции Любань под Петербургом. Он жил очень скромно в маленькой мастерской-тереме, построенной по его рисунку. Умер художник там же в Дидвино 10 мая 1904. Похороны Рябушкина были очень скромными. От самой усадьбы Дидвино до кладбища, расположенного около Никольской церкви, для которой художник писал иконы, гроб несли на руках крестьяне окрестных деревень. Кроме его друзей И.Ф. Тюменева и В.В. Беляева на похоронах были приехавшие из Петербурга художники В.В. Матэ и А.Х. Преображенский.
Рябушкин Андрей Петрович (1861, с. Станичная слобода Тамбовской губ. – 1904, имение ДидвиноНовгородской губ.)
Живописец, жанрист, иллюстратор.
Родился в с. Станичная слобода Тамбовской губернии в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, В.Г. Перова, Е.С. и П.С. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П.П. Чистякова (1882-1890). Член "Общества художников исторической живописи". Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении "Приволье" (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). Участник выставок общества "Мир искусства" (с 1900) и "Союза русских художников" (с 1903).
Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902).