Русский музей
Дополненная реальность

 

Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901

Рябушкин А.П.
Холст, масло
204 х 102

Русский музей

Пост.: 1902 от автора (с выставки "Мир искусства")

Аннотация

Творчество Рябушкина питали глубокий интерес и любовь к быту ушедших эпох. Предметом рефлексии для художника стала Россия XVII столетия – полуазиатская, почти варварская, с точки зрения многих современников Рябушкина, чей облик, однако, носил черты неповторимой самобытности. Картина "Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце ХVII века" представляет как бы выхваченную из жизни сценку, рисующую быт и нравы людей далекой эпохи. Художник не стремится к философским или социальным обобщениям. Главная прелесть произведения заключается в непосредственности замысла автора, сумевшего придать изображению поэтичность и, одновременно, реалистическую убедительность. Для некоторых персонажей художнику позировали члены семьи Зарубиных из деревни Кородыни, которых он писал и в других своих работах. Картину "Едут" можно рассматривать как вариант исторического портрета, выдержанный в стилистике ретроспективных поисков 1900-х годов. В ней отразился интерес Рябушкина к русским парсунам рубежа ХVII–ХVIII веков.

Биография автора

Рябушкин А.П.

Рябушкин Андрей Петрович (1861, с. Станичная слобода Тамбовской губ. – 1904, имение ДидвиноНовгородской губ.)
Живописец, жанрист, иллюстратор.
Родился в с. Станичная слобода Тамбовской губернии в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, В.Г. Перова, Е.С. и П.С. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П.П. Чистякова (1882-1890). Член "Общества художников исторической живописи". Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении "Приволье" (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). Участник выставок общества "Мир искусства" (с 1900) и "Союза русских художников" (с 1903).
Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902).


© Русский музей 2013-2021