|
Русский музей
Построен Ф.Б. Растрелли в середине XVIII века для барона С.Г. Строганова. Образец архитектурного стиля барокко. Единственный на главной магистрали Санкт-Петербурга памятник жилой архитектуры XVIII века. Бартоломео Расстрели возвел дворец на основе двухэтажного обиталища Строгановых (выстроенного по проекту архитектора Михаила Земцова), ранее принадлежавшего портному И.Нейману. Здание в три высоких этажа на углу Невского проспекта и набережной Мойки сразу выделилось среди низких домов обывательской застройки. Вход во дворец «охраняют» два фигурных изваяния со звериными личинами – образец художественного чугунного литья середины XVIII века. В 1760 году множество таких тумб с цепями между ними стояло шеренгой вдоль всего дворцового фасада, отделяя здание от прорытого перед ним канала, впоследствии засыпанного. Первый владелец дворца, барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), был сыном богатейшего солепромышленника и горнозаводчика Григория Дмитриевича Строгонова (1656-1715). Особенно большие изменения внес в облик дворца самый известный из представителей знаменитого рода – граф Александр Сергеевич Строганов (1733-1811), действительный тайный советник, обер-камергер, президент Академии Художеств, директор Публичной библиотеки, меценат и коллекционер. При нем большинство интерьеров получило классицистическую отделку; появились новые залы и кабинеты: Парадная столовая (угловой зал), Минералогический кабинет, Картинная галерея, Столовая, Малая библиотека, Парадная спальня. У него бывали самые знаменитые люди того времени: композиторы, писатели, художники, поэты. Семь поколений баронов и графов Строгановых сменились во дворце с середины XVIII века до 1918 года. В 1918 году Строгановский дворец был национализирован и стал именоваться Народным домом-музеем Строганова, в 1925 перешел в ведение Государственного Эрмитажа. С 1929 в здании размещались организации далекие от искусства: Институт Растениеводства, Наркомат Судостроительной промышленности. В декабре 1988 года Строгановский дворец был передан Государственному Русскому музею. В разные эпохи фасады дворца красились то в голубой, то в зеленый, то даже в темно-красный цвета. Жемчужно-розовый тон с белым цветом объемных архитектурных форм, появившийся в результате реставрационных работ, отражает колористическую гамму первоначального цветового решения.