|
Добужинский М.В.
Бумага, акварель, графитный карандаш, белила
20,8 х 17,9
Русский музей
Петербургский период биографии художника тесно связан с ротами (ныне Красноармейские улицы города). Ребенком его водили сюда в гости к деду. Позднее, уже со своей собственной семьей, Добужинский прожил целых семь лет в одной из рот. Художник запечатлел ту самую улицу, где семья снимала квартиру: "На углу нашей 7-ой роты и Измайловского проспекта стоял старинный верстовой столб в виде обелиска, который придавал особую ноту этому пейзажу и слабо, но утешал". Поленницы, служащие фоном изящному ринальдиевскому верстовому столбу, присевшая у его подножия женщина в клетчатом платке создают тот острый, пронзительный контраст возвышенного и будничного, который неизменно присутствует в работах Добужинского, посвященных городу. Художник писал: "Петербург всем своим обликом, со всеми контрастами трагического, курьезного, величественного и уютного действительно единственный и самый фантастический город в мире".
Добужинский Мстислав Валерианович (1875, Новгород –1957, Нью-Йорк)
График, живописец, художник театра, педагог.
Родился в Новгороде. Учился: в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885–1887), на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1895–1899), в мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1896–1899), в Школе Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899–1901). Вернувшись в 1901 в Петербург, сблизился с объединением «Мир искусства». Участник выставок (с 1902): «Мир искусства» (1902–1906, 1911–1924), Союз Русских художников (1904–1910), «Жар-Цвет» (1924). Член Союза работников искусств (с 1918). Преподавал: в школе Е. Н. Званцевой (1906–1910), в Новой мастерской (1911–1917), в Витебском училище (1918–1919), в Высшем институте фотографии и фототехники (1919, профессор), в Высших государственных художественно-технических мастерских и Училище Штиглица (1918–1923).
Тема города стала одной из главных в творчестве Добужинского, который в пейзажах сумел передать свое восприятие Петербурга. С 1897 года рисовал для журналов, сотрудничал в журналах «Жупел», «Адская почта» (1905–1906). С середины 1900-х годов иллюстрировал русскую классическую и современную литературу, оформлял книги для детей.
Работал для театров Санкт-Петербурга и Москвы (с 1907). Оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907–1908). Большой успех декораций к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» (МХТ, 1909) положил начало тесному сотрудничеству художника с театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по роману Ф. М. Достоевского «Бесы».
В 1920-х наибольших успехов достиг в книжной графике – рисунках к «Свинопасу» Х. К. Андерсена (1917), «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина, «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922) и к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925) – шедевру русской книжной графики.
В 1925 принял литовское гражданство и переехал в Каунас. Выполнил иллюстрации к «Трем толстякам» Ю. К. Олеши (1928), к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина (1936). Оформлял спектакли в Каунасском театре (1925–1935). В 1934 выполнил эскизы декораций и костюмов к постановке оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». В 1926–1929 жил в Париже, в 1938–1939 в Лондоне. В 1939 выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем «Бесы», в Литву не вернулся. В 1947 выполнил графическое оформление к прозаическому переводу «Слова о полку Игореве» (Нью-Йорк, 1950). Сотрудничал с «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). Оставил книгу мемуаров (Нью-Йорк, 1976, Москва, 1987).