Русский музей
Дополненная реальность

 

Поэзия старого дворянского гнезда. 1912

Жуковский С.Ю.
Холст, масло
82,3 х 106,2

Русский музей

Пост.: 1913 при обр. у автора (Москва)

Аннотация

Жуковский в равной мере известен как пейзажист и живописец интерьеров. Этот жанр вновь, после эпохи А. Г Венецианова, пережил подъем на рубеже XIX-ХХ веков.
Картина появилась в Тверском крае, где некогда работали Венецианов с учениками. Созвучная современным ей пейзажам настроения, лирике И. А. Бунина, она порождена острым ощущением "рубежности", переживанием "гибели вишневых садов". В тяге к усадебным мотивам сказались "предзакатные" настроения "конца века" и ностальгия об ушедшем, попытки противопоставить мещанской современности гармоничную красоту прошлого и стремление художественно зафиксировать то, что рушилось и исчезало на глазах. Потому воссозданный Жуковским вид старинных комнат с мебелью красного дерева и окнами в зимний пейзаж несет в себе двоякое чувство восхищения и ностальгии.
Вариант "В старом доме" 1914 года находится в Тверской областной картинной галерее.

Биография автора

Жуковский С.Ю.

Жуковский Станислав Юлианович (1875, мыза Ендриховцы Гродненской губ. -1944, Прушково, близ Варшавы, Польша)
Живописец, педагог.
Родился на мызе Ендриховцы (Гродненская губерния). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1901) у И. И. Левитана. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1903) и Союза русских художников (с 1907). Участник выставок с 1893: Московского общества любителей художеств (1893–1901, 1903), Московского товарищества художников (1895–1898), Товарищества передвижных художественных выставок (1896–1917), «Мира искусства» (1902, 1903), Союза русских художников (1904–1923); Международных в Мюнхене (1909 – золотая медаль, 1913), Венеции (1910), Риме (1911) и других.
Свои лучшие, классические для русского импрессионизма произведения создал в середине – второй половине 1900-х. В 1910-х его живопись претерпела метаморфозы. С новыми мотивами усадебной старины творчество обрело явный неоромантический оттенок, повысилась цветность его полотен, дневному освещению начал предпочитать искусственное или вечернее.
Преподавал в собственной студии в Москве (с 1906). В 1923 уехал в Польшу. Во время оккупации погиб в концлагере «Прушков», близ Варшавы.


© Русский музей 2013-2024