|
Бруни Ф.А.
Холст, масло
350 x 526,5
Русский музей
Пост. в 1897 из Императорской Академии художеств; ранее (с 1824 по 1833) – в имении князя Барятинского; в 1833 была выставлена и в 1834 приобретена ИАХ.
Сюжет картины 23-летний Федор Бруни заимствует из легендарного прошлого Рима, когда Рим враждовал с городом Альба-Лонга. Судьба этой многолетней вражды должна была решиться в поединке между тремя братьями Горациями – со стороны Рима, и тремя братьями Куриациями – со стороны Альба-Лонга. Оставшийся в живых после сражения победитель Гораций по возвращении в Рим встречает сестру Камиллу, оплакивающую своего жениха, одного из Куриациев. Разгневанный брат поражает её мечом. Поступок героя вызывает у окружающих не уважение, но скорее ужас и сострадание к его жертве. Герой одинок, между ним и согражданами – трагическое непонимание. Полотно, названное Бруни «Триумф Горация», уже современниками было названо иначе: «Смерть Камиллы, сестры Горация».
Действие этого полотна разворачивается перед нами подобно классическому фризу: тщательно моделирована пластика фигур, расставленных как на сцене, величавы их жесты, благородно ниспадают крупные складки драпировок. Алый плащ и эффектная поза выделяют помещенного в центре героя – его указующая рука точно совпадает с диагональю композиции.
Бруни Федор Антонович (1801, Милан - 1875, Санкт-Петербург)
Живописец. Академик Императорской Академии художеств (с 1834). Почетный член Болонской и Миланской академий искусств, почетный профессор Флорентийской Академии художеств и Академии Св. Луки в Риме.
Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни. В 1807 приехал с отцом в Россию. Учился в Академии художеств у А.Е. Егорова, А.И. Иванова и В.К. Шебуева (1809-1818). Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии. С 1836 преподавал в Академии художеств, профессор, с 1855 по 1871 - ректор, с 1866 заведовал мозаичным отделением.
Почти все крупные полотна завершил и впервые выставил в Италии. Один из создателей росписей кафедрального Исаакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. С 1849 по 1864 - хранитель живописного отдела Эрмитажа, много сделал для пополнения коллекций.
Один из наиболее значительных представителей русской академической школы, автор полотен на исторические и библейские темы, портретов. Автор альбома "Русская история в гравюрах", многочисленных эскизов икон и стенных росписей.