Русский музей
Дополненная реальность

 

Апостол Петр. Около 1408

Рублев А.
Дерево, темпера
312 x 105

Русский музей

Из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире

Аннотация

Изображения апостолов Петра и Павла входили в большой живописный ансамбль — иконостас Успенского собора во Владимире. Согласно летописному известию иконостас, как и фресковая роспись собора, был исполнен в 1408 году по велению великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) московскими мастерами Даниилом Черным и Андреем Рублевым.
Иконостас Успенского собора — самый большой из известных нам памятников этого типа. Сохранились иконы из трех ярусов — деисусного, праздничного и пророческого. Возможно, был еще и четвертый, праотеческий. Размеры икон очень велики: в деисусном ряду они имеют высоту более трех метров. Значительной была и длина иконостаса. Деисусный ряд состоял из пятнадцати или, как полагают, из двадцати одной иконы. Иконы апостолов Петра и Павла составляли часть деисусного чина. Его название происходит от греческого «деисис», то есть «моление, прошение». Деисус выражал идею заступничества и милосердия. Фигуры святых в этом ряду обращены к центру — сидящему на троне и в славе Христу. Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и другие святые представлены склонившимися и пребывающими в состоянии длительного и глубокого размышления.
Вопрос об авторской принадлежности икон, составляющих иконостас Успенского собора, очень сложен. Подобно всем средневековым мастерам, Андрей Рублев и Даниил Черный работали с артелью, или, как ее чаще называли в Древней Руси, дружиной. Такой метод работы был обусловлен и большими размерами заказа. Обращает на себя внимание неравноценность исполнения двух рассматриваемых деисусных икон. Плохая сохранность первоначальной живописи не позволяет судить о колорите иконы апостола Петра, но заметно слабее ее линейный ритм, грубоваты и тяжелы пропорции. Уступает она иконе апостола Павла и в психологической выразительности. Скорее всего «Апостол Петр» был написан кем-либо из мастерской Андрея Рублева. Большое внимание уделено силуэту. В начале XV века в московской живописи сложился тот чисто иконописный стиль, основой которого стала линия, приобретающая огромное значение не только в пластической трактовке фигуры, но и в передаче внутреннего состояния. Плавность, особая музыкальная ритмичность и выразительность силуэта в высшей степени присущи искусству Андрея Рублева и мастеров его круга.

Биография автора

Рублев А.

Рублев Андрей (ок. 1370 – ок. 1425)
Иконописец, мастер монументальных росписей и книжных миниатюр.
Еще в молодости постригся в монахи. Предположительно, учился у Прохора с Городца. Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1405). Вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире (1408, сохранилось 7 икон праздничного ряда), Троицкий собор (1420-е). Послушник Никона Радонежского. По его заказу создал "Троицу" (1422/1427) – самое известное произведение мастера, ставшее одним из величайших творений мирового искусства. Инок Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей. Самый почитаемый мастер Древней Руси. Возможно, был строителем Спасского собора в Андрониковом монастыре. Для его произведений характерны созерцательность, высокая одухотворенность, глубина и поэтичность образов, особая интонация светлой печали. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.


© Русский музей 2013-2024