Русский музей
Дополненная реальность

 

Дама в лиловом (Портрет Н.И. Забелы-Врубель). 1904–1905

Врубель М.А.
Холст, масло
160 x 130

Русский музей

Аннотация

Забела-Врубель Надежда Ивановна (1868-1913) - жена художника, певица. Окончила Петербургскую консерваторию (1891), выступала на сцене Московской частной оперы С. И. Мамонтова (1897–1902).

Этот портрет, отличающийся философским осмыслением натуры и монументальностью общего решения, воплотил важные черты искусства художника последних лет его творчества. Актриса запечатлена во время отдыха, судя по отблескам света на лице, у зажженного камина, как любил изображать жену в это время Врубель. Однако в ее облике ощущается не покой, а интенсивная работа мысли, внутреннее напряжение, подчеркнутое и цветовым строем холста.
В отличие от большинства созданных Врубелем портретов жены в образе доминируют не поэтическое начало, а трагическое, свойственное поздним полотнам художника. Оно поддержано и живописью, выдержанной в сине-фиолетовых „врубелевских“ тонах; показателен мазок – экспрессивный, нервный и в то же время предельно точный и экономный. Виртуозно, отдельными ударами кисти написана легкая ткань платья, сквозь которую просвечивают руки; двумя положенными рядом круглыми мазочками – белым и желтым – передан блекс золотого обручального кольца. Портрет обладает большой впечатляющей силой, несмотря на то что представляет собой, по сути, лишь быстрый этюд, на котором даже лицо не прописано окончательно, а платье и кресло оставлены местами в подмалевке. Портрет был начат на части большого холста, содержавшего композицию из двух фигур – Пророка и серафима, о чем свидетельствуют оставшиеся от ранее писавшейся картины ноги и крылья в нижней части холста. В портрете сказался удивительный колористический дар художника, умеющего безошибочно связать и объединить в цвете два различных по характеру и разновременных изображения.

Биография автора

Врубель М.А.

Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)
Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1905).
Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П.П. Чистякова (курс не окончил). По совету И.Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880).
Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С.И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение.
Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").


© Русский музей 2013-2021