Русский музей
Дополненная реальность

 

Перерождение человека. 1914–1915

Филонов П.Н.
Холст, масло
116,5 x 154

Русский музей

Пост. от Е.Н. Глебовой, сестры художника (Ленинград)

Аннотация

"Прекрасный страдальческий Филонов, малоизвестный певец городского страдания", – так написал о художнике Велимир Хлебников. Город – самое непосредственное и самое реальное пространство создаваемого художником мира. Однако мотив города в произведениях Филонова звучит – в отличие от самых смелых урбанистических утопий футуристов – именно как мотив городского страдания, герои его полотен – обитатели городских трущоб и рабочих окраин, обездоленные и суровые. В картине "Перерождение человека", имеющей и второе авторское название: "Перерождение интеллигента", – тема деградации – перерождения – личности под воздействием страшного, агрессивно наступающего на человека города звучит с предельной отчетливостью и безжалостностью.

Биография автора

Филонов П.Н.

Филонов Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.


© Русский музей 2013-2021