|
Филонов П.Н.
Холст, масло
79 x 99
Русский музей
Работа была подарена Русскому музею сестрой художника Евдокией Глебовой. Празднично-светлым выглядит живописное полотно, представляющее катание на тройках во время Масленицы. Конкретный мотив использован для демонстрации коловращения Бытия, показанного через неизменные сущности. Подобно мастерам архаического искусства или современным Филонову футуристам, он передает это движение с помощью умножения силуэтов неподвижных фигур. Как и в остальных работах художника, здесь есть чувство глубокой провидческой тревоги, воплощенной в образах мужчин-седоков, ищущих защиты у сидящих рядом подруг, хотя в целом у полотна жизнеутверждающий настрой.
Главный герой "Масленицы" – кучер-крестьянин с лицом мыслителя, излучающего свет, трактован в стиле лубочных картинок. Кажется именно его глазами увидено народное гуляние. Возничий правит лошадьми и всей природой, словно являя собой "образец для управления Вселенной", так схожей с человеческим миром.
Филонов Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.