|
Маковский К.Е.
Холст, масло
273 x 233
Русский музей
В начале 1870-х, в связи с неоднократным обращением нижегородцев возвести на родине Кузьмы Минина достойный памятник своему земляку, президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович предложил художникам отразить эту тему во всех видах изобразительного искусства, в том числе и в живописи. К тому времени К. Маковский, зарекомендовавший себя как мастер многофигурной композиции в картине "Балаганы на Адмиралтейской площади"(1869, ГРМ), решился на создание большого исторического полотна. Он работал с архивными документами в Нижнем Новгороде как страстный ученый-исследователь. Это не могло не сказаться на документальной убедительности будущей картины. Художественная интуиция помогла также Маковскому выбрать для центра картины вид Ивановского съезда, который почти в готовом виде позволил выстроить ему пространственную композицию будущего полотна. Это одно из самых запоминающихся по силе эмоционального воздействия мест города. Поднимаясь по Ивановскому съезду, постепенно нарастает в масштабе и, наконец, предстает во всем своем величии Торговая площадь, где в сентябре 1611 происходило знаменательное событие. У историков тогда не было единого мнения о том, где происходило выступление Минина перед народом, но Маковский доказал, что это происходило именно здесь. Сюда нижегородцы несли пожертвования на создание ополчения, сыгравшего важную роль в освобождении Москвы в 1612 от иноземного вторжения. Ополчение возглавляли князь Дмитрий Пожарский и посадский человек Нижнего Новгорода Кузьма Минин. Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов – начало, зачин, первый взрыв народного патриотизма. Пламенная речь патриота нашла отклик в сердцах горожан всех возрастов, сословий и состояний. Маковскому в его картине удалось передать тот дух единения, всеобщего воодушевления, героического подъема, что определил знаменательный поворот в судьбе всего народа. Одноименный увеличенный вариант (1896) – в Новгородском государственном художественном музее.
Маковский Константин Егорович (1893, Москва – 1915, Санкт-Петербург)
Живописец.
Учился в Московском училище живописи и ваяния (1851-1858), в Императорской Академии художеств (1858-1863). Участник «бунта четырнадцати» (1863). Академик (с 1867), профессор (с 1869). Член Петербургской Артели художников (1863). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870), Петербургского общества художников (1898). Участник выставок с 1860: в Императорской Академии художеств (1860-1873, 1881, 1890, 1892), Товариществе передвижных художественных выставок (1874, 1879-1883, 1897), Обществе русских акварелистов (1885-1891, 1901), всероссийских в Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896), Всемирной в Антверпене (1885) и других.