|
Кончаловский П.П.
Холст, масло
180 x 327
Русский музей
Пост.: 1965 из Музея коневодства (Москва)
П.П. Кончаловский за три лета жизни в Новгороде (1925–1928) создал несколько картин из жизни местных крестьян и рыбаков, в которых отразилось тонкое наблюдение художником народной жизни ("Новгородцы"; "Новгород. Детинец"; "Возвращение в ярмарки"; "Новгород. Рыбный рынок"; "На Ильмень-озере"). Возвращающиеся с ярмарки двое мужчин и молодая женщина в крестьянских одеждах – не просто бытовая сцена, художник уловил эпические черты, почувствовал силу и цельность этих людей. В данной работе, как и во всем новгородском цикле, явно отразились поиски монументальности, пантеистического ощущения жизни, когда природа, ее широта и безграничность позволяет подчеркнуть сущность людей, их красоту, оптимизм как явления божественного порядка.
Кончаловский Петр Петрович (1876, Славянск Харьковской губ. – 1956, Москва)
Живописец; портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.
Родился в Славянске (Харьковская губерния). Учился в Рисовальной школе в Харькове, в вечерних классах Строгановского центрального художественно-промышленного училища в Москве, в академии Р. Жюльена в Париже (1897–1898), затем в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге (1898–1905). Посещал занятия в мастерской К. А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (до 1909). Испытал влияние П. Сезанна. В 1910-е годы художника привлекала грубоватая лаконичная живопись провинциальных вывесочников и яркие росписи трактирных подносов. Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой – вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах. И человека художник видел почти по-вывесочному огрубленно, цельно и мощно: «Портрет художника Г. Б. Якулова» (1910), «Семейный портрет» (1912), «Портрет матадора» (1913).
Один из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), участник всех выставок одноименного общества (1912–1927). Член-учредитель общества «Московские живописцы» (1924–1925). В работах 1920-х исчезает «бубнововалетский» схематизм формы и цвета; живопись, оставаясь полнозвучной и яркой, обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов холодного и жаркого цвета. Свой могучий живописный темперамент, радостное приятие жизни Кончаловский донес, сквозь все сложности жизни, до последних своих работ.