|
Рокотов Ф.С.
Холст, масло
59,5 x 47
Русский музей
Пост.: 1934 из ГМР; ранее (1920-е) —ЛГЗК (Елагиноостровский дворец)
Бобринский Алексей Григорьевич (1762-1813) - внебрачный сын Екатерины II и Г.Г. Орлова. Родоначальник рода Бобринских. Первоначально воспитывался в семье гардеробмейстера (затем камергера) В.Г. Шкурина под видом его племянника (сына). В 1762-1763 в придворных кругах широко обсуждался так называемый Бестужевский проект, по которому Екатерине предлагалось обвенчаться с Орловым, а Бобринского - "привенчать" (узаконить), и в этот период он в ряде случаев именовался Романовым. В 1770-м, в случае смерти опасно заболевшего великого князя Павла, императрица намеревалась объявить Бобринского наследником престола. При этих обстоятельствах долгое время фамилия мальчика не была определена. В 1760-х - первой половине 1770-х его называют то Шкуриным, то князем Сицким (Сицкие -угасший в конце XVII в., наиболее близкий к Романовым род). В переписке старались вовсе обойтись без фамилии, именуя мальчика то "молодым человеком", то "маленьким господином". Только в апреле 1775 за ним была закреплена фамилия Бобринский (по названию пожалованной ему в 1763 Бобриковской волости в Тульской губ.). По окончании Сухопутного кадетского корпуса выпущен в гвардию. Совершил длительную поездку по России и странам Западной Европы. С 1796 граф, генерал-майор.
Долгое время считалось, что на портрете изображен великий князь Павел Петрович. Но по стилистическим и технологическим особенностям портрет датируется серединой 1760-х. Между тем такая датировка противоречила прежней идентификации портрета: великому князю, родившемуся в 1754, в это время было около десяти лет, что никак не соответствовало возрасту ребенка на портрете. Несообразно с традиционным определением отсутствие орденов, которые были пожалованы великому князю уже через пять дней после рождения. С ними в силу традиции он изображен на всех без исключения портретах. В пользу того, что в наклейке описка и моделью для портрета служил не великий князь, свидетельствовал целый ряд аргументов. Но поскольку портрет находился в комнатах Екатерины II, ясно, что его персонаж имел к императрице самое близкое отношение.
Рокотов Федор Степанович (1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1765).
Родился в имении князя П.И. Репнина в с. Воронцово близ Москвы в семье крепостного. В 1760 получил вольную. В том же году поступил в Академию художеств при содействии покровителя – графа И.И. Шувалова, основателя и куратора Академии. Учился у А.П. Антропова, Л. Токке и П. Ротари, позже преподавал (1762–1765). К началу 1760-х завоевал широкую популярность в кругу столичной знати. Около 1767 переехал в Москву.
Автор многочисленных камерных интимных портретов современников, в которых нашли отражение просветительские идеалы времени. Созданный им тип портрета пользовался широким признанием и составил целую эпоху в русской портретной живописи. Крупнейший портретист XVIII века, он был вскоре предан забвению и открыт заново лишь спустя столетие, в начале ХХ века.