|
Холмогорец С.
Дерево, темпера
156,2 x 107,8 x 3,6
Русский музей
Происходит из местного ряда иконостаса церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (Ярославль) (располагалась справа от Царских врат).
Как и на других иконах Холмогорца, изображение Спасителя, сидящего на золотом, богато украшенном троне, плотно вписано в плоскость средника и отделено от клейм узкой, орнаментированной по углам рамкой, заключающей исполненную вязью надпись. Она звучит следующим образом: "С вышних призирая, убогия приемля, при(з)ри Спасе (сверху) и посети насъ озлобленныхъ грехи, Владыко всемилостиве, молитв ради Богородицы, даруи душам нашим велию м(и)л(о)сть. Всякия скверны, всемилостивыи Спасе, азъ бых делатель и во отчаяния ровъ впадохъся, но стеню от серъдца и вопию к тебе, Слове, ускори щедри и подщися на помощь нашю яко милостив".
Христос с раскрытым Евангелием в левой руке и благословляющим жестом правой руки обращается к смотрящим на него. Возле его ног — коленопреклоненные Марфа и Мария — сестры четверодневного Лазаря, воскрешенного Спасителем; над престолом парят два ангела с орудиями страстей. Набор клейм, окружающих средник, традиционен для состава Евангельского цикла. В них представлены сцены детства, учительства, чудес и страстей Христа, завершающиеся композицией «Воскресение Христово». Особенностью иконы является отступление от строгой хронологической последовательности в размещении клейм и перенос композиций чудесных исцелений в правый вертикальный столбец (клейма 11, 15, 17, 19). Изображение у ног Спасителя сестер Лазаря — свидетельниц одного из главных чудес воскрешения, совершенных Христом, подбор и своеобразное расположение клейм исцелений, наконец, содержание надписи, составленной из тропаря и кондака Всемилостивому Спасу (служба на Происхождение честных древ креста 1/14 августа), дают возможность предполагать, что икона могла быть написана по обету во избавление от эпидемий, не редких в XVII столетии. Глубина идейной программы иконы сочетается с отточенным художественным языком. Для творчества иконописца характерно тщательное каллиграфическое письмо, мастерское построение композиций, выразительность жестов и поз персонажей, необычайно ценившихся в XVII веке. Недаром в 1666 в грамоте царя Алексея Михайловича содержится распоряжение прислать иконописца для работ в Оружейной палате Московского Кремля. Там говорилось: «…самодержец указал взять с Колмогор иконописца Сенку Спиридонова… для того, что он иконное воображение пишет добро…». Об этом же свидетельствовал и прославленный мастер Оружейной палаты Симон Ушаков в декабре 1677, рекомендовавший Холмогорца на место жалованного иконописца: «иконное письмо пишет самое доброе мастерство… и мастерством своим против Никиты Павловца стоит». Подобных похвал удостаивались не многие иконописцы.
Порядок клейм: 1. Четыре Евангелиста; 2. Рождество Христово; 3. Бегство в Египет; 4. Сретение; 5. Преполовение; 6. Пророчество Иоанна Предтечи о Христе; 7. Крещение; 8. Искушение Христа; 9. Брак в Кане Галилейской; 10. Христос и самарянка; 11. Исцеление слепорожденного. Исцеление расслабленного; 12. Христос и грешница; 13. Притча о лепте бедной вдовы; 14. Изгнание торгующих из храма; 15. Исцеление бесноватых. Исцеление кровоточивой жены; 16. Пир в доме Симона фарисея; 17. Исцеление десяти прокаженных; 18. Преображение; 19. Воскрешение Лазаря; 20. Вход Господень в Иерусалим; 21. Тайная вечеря. Омовение ног; 22. Христос в Гефсиманском саду. Целование Иуды; 23. Христос перед Каиафой; 24. Христос перед Пилатом; 25. Пилат умывает руки; 26. Распятие; 27. Положение во гроб; 28. Воскресение Христово. (Расположены слева направо, сверху вниз)
Семен Спиридонов Холмогорец (1642–1694/95) — известный иконописец XVII века, уроженец северного города Холмогор. Старший представитель династии иконописцев, к которой принадлежали его братья Василий, Никита (?) и сын Василий. Иконописец, мастер стенного письма и миниатюрист был известен на Севере, в Москве и Ярославле. В музейных собраниях сохранилось пять подписных работ мастера (1674–1687) и большое количество икон. О популярности работ Семена Спиридонова свидетельствует факт включения прорисей с его икон в состав Сийского иконописного подлинника — свода иконных образцов, служивших руководством для работы иконописцев.