|
Ушаков С.
Дерево, темпера
101 x 69 x 3,3
Русский музей
Повторение знаменитой иконы XII века, хранившейся в Успенском соборе Московского Кремля (ныне ГТТ). Богоматерь нежно прижимает к себе сидящего на ее правой руке младенца Христа, который щечкой прильнул к щеке матери и левой рукой обнял ее за шею. Правая рука Христа протянута вперед и касается мафория, левая ножка младенца согнута так, что видна подошва ступни. Красноватый хитон с кланом и зеленый пояс младенца сплошь покрыты золотым ассистом. Богоматерь одета в коричневый с черными линиями складок мафорий, украшенный золотыми звездами и золотой полосой с бахромой. Чепец темно-зеленого цвета, таков же рукав хитона, украшенного золотыми полосами.
"Богоматерь Владимирская" — один из проникновенных образов "Умиления", передающих любовь младенца. Черты греческого оригинала (суровость и скорбность образа матери) сменились в русской копии нежной и тихой грустью Богоматери. Симон Ушаков неоднократно копировал греческую икону. В 1652 им был сделан список для церкви архангела Михаила в Овчинниках (ныне — ГТГ). На обороте иконы мастер оставил надпись о том, что списал "с самыя чюдотворныя иконы ... и мерой". С точным соблюдением размеров "чудотворной" выполнена и икона из Русского музея. Известно, что в 1662 от игумена Дионисия поступает заказ на написание иконы в Сретенский монастырь.
Симон Ушаков — мастер "световидных", "живоподобных" ликов, с его именем связано использование в русской иконе прямой перспективы и приемов европейской живописи. Однако в публикуемой иконе манера письма почти иконописная. Живопись слишком суха, в передаче лика Богоматери робко применена светотеневая моделировка, мастер использует подчеркнуто иконные "движки", кисти рук написаны более мягко и объемно. Сочетание светло-зеленого средника и более темных оливковых полей является излюбленным приемом царского иконописца.
УШАКОВ Симон (1626–1686)
Иконописец, царский изограф.
Начал работать в Оружейной палате в 1648, в числе мастеров серебряной палаты, с 1664 возглавил иконописную палату. Расписывал храмы и создавал книжные миниатюры, был гравером, писал парсуны (портреты).
Теоретик искусства, автор трактата по иконописи "Слово к люботщателям иконного писания", где подчеркивалась художественная, эстетическая сторона иконы. Стоял во главе движения, которое вело к разрыву с древнерусской иконописной традицией. Первым среди русских иконописцев пытался освоить приемы западноевропейской живописи – объемную моделировку формы и прямую перспективу.