|
Дерево, темпера
127,2 x 88,6 x 3,2
Русский музей
Образ "Богоматери на престоле" восходит к искусству VI века. Самый ранний памятник — фреска в нише алтаря капеллы монастыря Аполлона в Бауите (Египет, VI—VII вв.). На египетской фреске Богоматерь держит перед собой овальный медальон с изображением восседающего на престоле и благословляющего Спаса Эммануила. Позднее этот тип распространился в византийских алтарных росписях XI—XII веков и в иконописи. В византийской иконографии тип "Богоматери на престоле", облаченной в вишневый мафорий и темный хитон, стал именоваться Панахранта (греч. — преспорочная). На Руси изображение Богоматери на престоле было широко распространено в качестве центрального образа пророческого чина иконостаса с XVI века.
Почти всю поверхность иконы, за исключением узких зеленых полей, занимает престол, на котором торжественно в строго фронтальной позе восседает Богоматерь с младенцем Христом на коленях. Богородица облачена в темно-вишневый мафорий и темно-синий чепец. На ее голове и плечах вифлеемские звезды – символы девства и непорочности. Иисус Христос в ярко-желтом хитоне, испещренном золотым ассистом (ассист - в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, крыльях ангелов, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света), благословляет и держит свернутый свиток в левой руке. Богородица придерживает его одной рукой за плечо, другую спокойно опустила на колени. За время своего существования иконография "Богоматери на престоле" почти не изменилась. Иконография престола также древняя: его формы, двойная византийская подушка имеют аналогии в итало-греческих памятниках. Колорит иконы, выдержанный в теплых охристо-коричневых и золотых тонах, отличается изысканностью. Плавные, круглящиеся линии престола, фигур Богоматери и младенца, тонко выписанные лики, преисполненные внутренней гармонии, позволяют отнести живопись иконы к московской школе.