|
Экстер А.А.
Холст, масло
88 x 71
Русский музей
"На общем фоне левых течений, суетном и пестром, как арлекинада, эта художница отличается редкой серьезностью своих выступлений и вдумчивостью своих исканий", – писал об Александре Экстер один из ведущих художественных критиков тех лет. Действительно, уже ранние произведения художницы, к которым относится и "Город ночью", обнаруживают, наряду с конструктивным и колористическим чутьем, принципиальность и осмысленность использования тех или иных художественных приемов. Обращаясь к одному из излюбленных футуристических мотивов, художница не просто берет за основу свойственные футуризму динамичность форм и эффектность освещения, но и стремится выявить внутреннюю структуру композиции, ее напряженный и четко заданный ритм.
Экстер (урожденная Григорович) Александра Александровна (1882, Белосток Гродненской губ. –1949, Фонтен-о-Роз под Парижем)
Живописец, график, художник театра.
Родилась в Белостоке (Гродненская губерния). Училась в киевском художественном училище (1901–1903, 1906–1908), вольнослушательница). В 1903, выйдя замуж за адвоката Н. Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства. В 1907 уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии "Ла Гранд-Шомьер" и познакомилась с представителями современного французского искусства – Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами. В 1908–1914 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии. Участник выставок с 1908. Член и экспонент объединений «Звено» (1908), «Бубновый валет» (с 1910), «Союз молодежи» (с 1913), «5 х 5 = 25». В 1914 в Киеве организовала авангардную выставку «Кольцо».
Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи. Увлекшись футуризмом и кубизмом, начала создавать самостоятельные композиции, нередко используя метод коллажа. Декоративизм живописных произведений художницы особенно ощутим в беспредметных композициях. В 1915 примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. В это же время проявила интерес к прикладным искусствам, использовав кубистические формы для создания бытовых вещей.
В 1915 познакомилась с А. Я. Таировым и начала работать в Московском Камерном театре. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломеи» О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетты» У. Шекспира (1921). Создала оригинальный стиль «конструктивистского» театрального костюма и декораций, была художником знаменитого кинофильма Я. Протазанова «Аэлита» (1923). В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т.д.). В послереволюционные годы занималась преподаванием: в 1918 в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве. В 1921–1922 – в Высших художественно-технических мастерских в Москве. С группой ведущих модельеров страны работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922–1923), принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923).
В 1924 художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы Экстер получили золотую медаль. С 1928 жила в пригороде Парижа Фонтенэ-о-Роз. Плодотворно занималась театральным искусством (балетные постановки Б. Г. Романова, В. Ф. Нижинской и Э. Э. Крюгер, 1924–1930), создавала марионетки, принимавшие вид динамической «скульптоживописи» (1926), детские книжки-картинки (1936–1938), декоративные ширмы и керамику. Преподавала в собственных студиях в Киеве и Париже, а также в парижской Академии современного искусства (1925–1930) и ателье М. Франкетти. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.