|
Кандинский В.В.
Холст, масло
133 x 104
Русский музей
Пост. в 1920 г. из Отдела изобразительных искусств Наркомпроса
Эта работа относится к периоду расцвета творческого дарования мастера. В абстрактных композициях Кандинский последовательно реализует созданную им концепцию „абсолютной живописи“. Кандинский декларирует полную свободу пластического выражения как единственно возможный способ передачи душевных переживаний. По мысли художника, картина должна рождаться как откровение и передавать то, что невозможно передать словами. Каждый элемент живописного организма холста Кандинский уподобляет звуку в многоголосной симфонии красок и линий. Образный строй полотен подчеркнуто ассоциативен и рассчитан на сходство эмоциональной реакции и фантазии зрителя и автора. Композиции Кандинского бессюжетны, хотя сюжетом каждой из них являлся реальный внутренний мир автора. «Реалистике, — пишет Кандинский в своей теоретической работе „К вопросу о форме“, — противостоит великая абстракция, которая сводится, по-видимому, к стремлению полностью исключить предметное и воплотить содержание в „нематериальных формах“. Абстрактная жизнь доведенных до минимальных предметных форм, зафиксированная таким образом и воспринятая, бросающееся в глаза преобладание абстрактных единиц уверенно обнажают внутренний голос картины».
Кандинский Василий Васильевич (1866, Москва – 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция)
Живописец, график, педагог и теоретик искусства.
Родился в Москве. Детские годы провел в разъездах с родителями по России и Западной Европе. Окончил юридический факультет Московского университета (1893). Учился живописи в Мюнхене в школе А. Ашбе (1896—1898) и в Королевской Академии у Ф. Штука (1900—1901). Путешествовал по Италии, Франции, Голландии, Швейцарии, часто приезжал в Россию. Постоянно жил в деревне Мурнау (Бавария). Организовал в Мюнхене объединение «Фаланга» (1901), затем возглавил Новое художественное общество Мюнхена (1909) и объединение "Синий всадник" (1911, названо по его одноименной картине). С 1912 — член объединения «Бубновый валет» и группы «Ослиный хвост». Дал первое теоретическое обоснование абстракционизма (в книге «О духовном в искусстве», 1912). В начале Первой мировой войны вернулся в Москву; после революции активно включился в музейную и преподавательскую работу. В 1918 вошел в художественную коллегию московского отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919 — ученый секретарь Музея живописной культуры. В 1918—1921 — профессор Государственных свободных художественных мастерских. В 1920 участвовал в работе Совета Мастеров художников-живописцев, на базе которого возник Институт художественной культуры (Инхук), но вскоре из-за разногласий с коллегами покинул его. В 1921 — вице-президент Российской Академии художественных наук (РАХМ). В 1921 направлен Наркомпросом в Баухауз, где преподавал в Веймаре (до 1925) и в Дессау (1925—1933). После установления фашизма в Германии и ликвидации Баухауза переехал во Францию и поселился близ Парижа. Крупнейший представитель авангарда. Основоположник абстрактного экспрессионизма (первые беспредметные композиции создал в 1910). Автор ряда литературных произведений (книга стихов «Звуки» и др.).