|
Иванов А.А.
Холст, масло
47,7 x 64,5
Русский музей
Серия этюдов обнаженных мальчиков на фоне пейзажа — подготовительные штудии для картины „Явление Христа народу“.
Бесконечное пространство фона, резко оторванного от первого плана, — воплощение „исторического времени“ — вечной и неизменной природы. По справедливому замечанию М. М. Алленова, только ребенок, не знающий борения страстей, подобен натуре и может войти в пейзажи А. А. Иванова, не разрушив их структуры. В сочетании с пленэрными задачами, виртуозно и с большим опережением своего времени решаемыми художником в этюдах с обнаженными мальчиками, такая концепция отношения мира и человека, безусловно, отражает романтическое мировоззрение.
Иванов Александр Андреевич (1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург)
Живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1836).
Родился в Петербурге в семье художника А.И. Иванова. Первоначально учился у отца, затем в Академии художеств у А.Е. Егорова (1817-1828). В 1830 послан за границу, побывал в Австрии и Германии. Пенсионер Академии в Италии (1831-1858). В 1858 вернулся в Петербург.
Огромное значение имела для художника дружба с Н.В. Гоголем. В 1847 в Италии и в 1856 в Лондоне он встречался с А.И. Герценом, по возвращении в Россию сблизился с критиком В.В. Стасовым и Н.Г. Чернышевским.
Живописец-мыслитель, один из величайших русских художников. Автор картин на религиозные и мифологические сюжеты, пейзажей и портретов. Предопределил пути развития исторического жанра в отечественном искусстве.