Русский музей
Дополненная реальность

 

Славяне на Днепре. 1905

Рерих Н.К.
Картон, темпера
67 x 89

Русский музей

Пост.: 1920 из собр. А. А. Коровина

Аннотация

Важным источником творческого почерка Н.Рериха была археология. Еще совсем юным Н. Рерих участвовал в раскопках древних поселений славян. Позже художник писал: "Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо (погрузить) зрителя в минувшую эпоху, (а для этого)…художнику надо изучать древнюю жизнь, проникаться ею, пропитываться насквозь". И действительно, образы, созданные Н. Рерихом, ведут нас в самые дали безликого прошлого, вглубь доисторического бытия, к истокам народной судьбы. "Какую бы эпоху Н. Рерих не воспроизводил... мысль его хочет глубины и опоры на пламенный дух... веков", – писал С.Маковецкий.
Картина погружает зрителя в языческие времена славян, во время сбора дани княжеской дружиной. У крутого берега Днепра стоят готовые к отплытию расписные ладьи с причудливыми резными украшениями. Подняты тяжелые, словно высеченные из дерева, паруса. Идет деловитая размеренная погрузка товара. У самой кромки воды выстроились вооруженные воины, происходит посадка в особую ладью, предназначенную для охраны судов. Высоко над рекой в капище –множество людей, столпившихся вокруг идолов. Они просят защиты и помощи у своих суровых богов, молятся за сородичей, отправляющихся в долгое и, порой, опасное, полное неожиданностей путешествие. Вдали, на фоне узкой полоски неба, теплятся дымки незатейливых жилищ южного славянского племени.
Вся картина проникнута духом славянской культуры, анимистическими и тотемистическими представлениями древних предков. Преобладание в картине охристого цвета освещает картину образами Огня и Солнца, так почитаемыми на Руси. В композиции картины используются отдельные принципы древнерусской живописи, позволяющие художнику со всей искренностью утвердить этическую значимость изображенного сюжета.

Биография автора

Рерих Н.К.

Рерих Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия)
Живописец, художник театра, автор мозаик, археолог, философ, историк культуры, общественный деятель.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте.
Родился в Петербурге. В 1898 окончил Петербургский университет, одновременно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А.И. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Член обществ "Союз русских художников" и "Мир искусства" (1910-1915). Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С.П. Дягилева (с 1907).
С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии. В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия - Гималаи - Тибет - Китай - Алтай - Монголия - Индия. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения. В 1920-е вместе с женой, Е.И. Рерих, работал над текстами главного своего труда - "Учение Живой этики". Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества ("Пакт Рериха"). В 1942-1944 - почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.
Крупнейший представитель русского символизма. В его работах нашли отражение идеи "всеединства", множественности миров.


© Русский музей 2013-2021