|
Бенуа А.Н.
Бумага, акварель, гуашь
49,1 x 31,7
Русский музей
Пост.:1944 через ЛГЗК (Ленинград)
В 1905, в год создания произведения, Александр Бенуа вместе с семьей уехал из Петербурга во Францию. Впоследствии этот период художник назвал "самым плодотворным" в его жизни. Осень 1905 Бенуа провел в Версале. В письме он сообщал Е.Е. Лансере: "Я упоен Версалью – это какая-то болезнь, влюбленность, преступная страсть". Новая серия его работ 1905–1907 открылась циклом пейзажей. Одним из любимых мотивов стал фонтан Бахуса из ансамбля "Времена года". "Во всем творении барокко, – писал художник, – не найти более таинственной, более прочувствованной статуи, нежели эта, обреченная служить дворцовым украшением". Одурманенный и завороженный "чарами Версаля" художник в этот приезд открыл для себя особую красоту безлюдного осеннего парка, которую не позволил нарушить даже призрак прошлого, наполнявший его прежние работы. Уравновешенная и симметричная композиция "Фонтан Бахуса зимой", где собственно пейзажу отведено почти такое же место, как его отражению в водной глади бассейна, пронизана настроением элегической грусти. Ритм повторяющихся, словно множащихся вертикальных линий поддерживается изысканной простотой цветового решения.
Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества "Мир искусства". Член "Союза русских художников" (1903-1910), пожизненный член "Осеннего салона" в Париже.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 - один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 - член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 - хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Главные темы работ - Россия и Франция XVIII - начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе "Версальской" (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.