Русский музей
Дополненная реальность

 

Уверение Фомы. Около 1500

Дионисий и мастерская,
Дерево, левкас, темпера
85 x 54 x 3,7

Русский музей

Происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря

Аннотация

Сюжет иконы основан на евангельском тексте и входит в состав праздничного ряда иконостаса. На иконе из Павлово-Обнорского монастыря показан момент явления Христа его ученикам после воскресения. Фома, желая удостовериться в истинности воскресения Учителя, дотрагивается до его ран. В центре на возвышении на фоне здания стоит Христос, чуть склонив голову, указывая Фоме на свою рану. В жесте и позе Фомы – благоговение, и страх, и восхищение. Его рука потянулась за рукой Христа, а силуэт спины как бы продолжает линию, начало которой – абрис согнутой руки Христа. Фома – под Его милостивым и понимающим взглядом. Поза Фомы – признание – "Ты еси Господь и Бог мой".

Биография автора

Дионисий

Дионисий (ок. 1440 – до 1508)
Иконописец, мастер фресковой росписи.
Работал в московском Успенском соборе (1481), расписывал храмы в Чигасовом монастыре в Москве, Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях (для последнего написал около 90 икон).
Принадлежал к званию "детей боярских", то есть находился на государевой службе. Главное сохранившееся произведение мастера – стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он работал в 1500–1502 "со своими чада" – сыновьями Владимиром и Феодосием. Искусство Дионисия развивало рублевские традиции, внося в них особый вклад.
С именем Дионисия связан расцвет живописи конца XV – начала XVI веков. Благодаря ему московская школа заняла главенствующее положение в русской живописи.


© Русский музей 2013-2024