|
Орловский А.О.
Литография
39,5 x 57,3
Русский музей
Пост.: 1965 от Л.В. Яковлевой-Шапориной
Орловскому удалось создать особый тип изображения, посвященный теме дороги и лихой русской езды, от которой захватывает дух. Мотив дороги и стремительных перемещений был связан в сознании романтиков как с темой путешествий, дающих ощущение внутренней свободы и приносящих разнообразие новых впечатлений, так и с ощущением независимости от гнета традиций, общепринятых норм и прозы повседневности. Мчащиеся кареты, кибитки, возки, запряженные то тройкой, то парой лошадей восхищают зрителя. Все пространство листа охвачено вихрем движения. Именно в этой стремительности Орловский увидел выражение сути национального своеобразия России. Художник создал в русском искусстве своего рода художественный эталон представления о России, который в течение нескольких десятилетий отвечал эстетическими требованиям и находил параллели как в литературе, так и в музыке. Этот тип изображения успешно тиражировался в станковых рисунках и литографиях многочисленными подражателями – профессионалами и дилетантами.
Парная литография "Русский курьер в телеге, запряженной тройкой". В литературе встречается также под названием "Курьерская кибитка", "Почтовая тройка".
Орловский Александр Осипович (1777, Варшава – 1832, Санкт-Петербург)
Рисовальщик, литограф, живописец; жанрист, портретист, пейзажист, баталист, анималист.
Жил и работал в Петербурге (с 1802), где состоял в штате великого князя Константина Павловича. Академик (1809) за картину «Бивуак казаков» (ГРМ). Автор первой русской художественной литографии (1816). В конце 1810-х – 1820-х исполнил несколько серий литографий, посвященных сценам из русской народной жизни, пользовавшихся большим успехом.