Русский музей
Дополненная реальность

 

Девушка на сеннике. 1830-е

Венецианов А.Г.
Холст, масло
83,5 x 102

Русский музей

Пост. в 1897 из Александровского дворца (Царское Село); ранее (до 1870) – в собр. В. А. Кокорева (Москва)

Аннотация

Картина является довольно типичным для Венецианова совмещением жанра и портрета. Образ крестьянки, реалистически достоверный, вместе с тем поднимается в определенной обобщенности и монументальности. В представлении художника именно народ является носителем нравственного начала – трудолюбия, религиозности, способности к сильным привязанностям. Жест молодой женщины, держащей в руках колечко и с грустью рассматривающей нательный крестик, вероятно, намекает на существование какой-то печали. Художественные достоинства картины были настолько очевидны, что ее приобрел признанный ценитель живописи В.А. Кокоринов для своей галереи. В 1870 году вместе с лучшей частью собрания Кокоринова картина была приобретена для личной коллекции великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III.

Биография автора

Венецианов А.Г.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780, Москва - 1847, село Поддубье Тверской губ.)
Живописец, жанрист, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (1811).
Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе - служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В.Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812-1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы.
С 1819 - в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания. С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.


© Русский музей 2013-2024