|
Фонтебассо Ф.
Холст, масло
398 x 280
Русский музей
Екатерина II (Великая; 1729-1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774; 1787-1792) и Швецией (1788-1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос.
В "Описи" академического собрания живописи, составленной в 1773 году, картина значится как «предст: Ея Величество Государыню Императрицу Екатерину Алексеевну вторую историческими фигурами изображающими высокие Ея Величества добродетели». Она хранилась в Академии с начала 1760-х годов, служила образцом для подражания и примером "большого стиля" для воспитанников. Монументальное полотно кисти Фонтебассо отличается блестящим профессионализмом, колористическим и композиционным богатством – лучшими качествами венецианского барочного искусства. Типичный для XVIII столетия аллегорический сюжет, величающий русскую императрицу, воплощенный в изысканной художественной форме, позволяет считать картину Фонтебассо одним из наиболее значительных произведений так называемой россики.
Фонтебассо Франческо (1709, Венеция – 1768 (9?), там же)
Работал в России в 1761–1762. Итальянский живописец, акварелист, рисовальщик, гравер, мастер исторической, аллегорической и плафонной живописи, портретист. Первоначально учился в Венеции у С. Риччи, с картин которого исполнил ряд гравюр (около 1730). Позднее обучался в Римской школе рисования. Как живописец сложился под влиянием Дж.-Б. Тьеполо. С 1755 преподавал в Венецианской академии художеств. В 1750-е исполнил ряд росписей в венецианских палаццо, принесших ему широкую известность. В 1760 приглашен в Петербург для написания плафонов в только что отстроенном Зимнем дворце (все плафоны погибли во время пожара 1837). Также много работал над частными заказами. По предложению И.И. Шувалова 1 марта 1762 подписал контракт с Петербургской Академией художеств, поставив при этом условием разрешение «беспрепятственной работы на стороне». Прослужив в Академии «едва ли полгода», он осенью 1762 возвратился в Венецию. В 1763 возобновил преподавание в Венецианской Академии художеств, а 3 июля 1768 был избран ее президентом.