|
Филонов П.Н.
Фанера, масло
41 x 37,5
Русский музей
Эта картина, как и предыдущая, относится к числу зрелых беспредметных произведений Филонова, своеобразных живописных макроструктур, в которых угадываются представления художника о пространстве, времени, космосе. Композиционной основой здесь становится упорное, целенаправленное движение разновеликих, но в то же время подчиненных некоему изначальному модусу форм. Как и название картины, вызывающее в памяти такие знаменательные вехи футуристической эпохи, как опера "Победа над Солнцем" или многочисленные заявления футуристов о победе над пространством, так и сама живопись с ее динамизмом, напряженным ритмом, композиционной разомкнутостью обнаруживает свои генетические истоки в кубофутуристической стилистике.
Филонов Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.