|
Лентулов А.В.
Картон, масло
101,5 x 98
Русский музей
Картина относится к серии работ, навеянных видами подмосковного Новоиерусалимского монастыря, и является характерным примером живописной пластики Лентулова, сочетающей предельную цветовую насыщенность с динамичностью, "взвихренностью" форм. Художник "раздробляет" красочную старинную архитектуру на отдельные яркие фрагменты, уподобляя их по декоративности своеобразному мозаичному панно, где каждый красочный мазок начинает звучать подобно яркому кусочку смальты. Бунтарский, революционный дух живописи Лентулова уловил провидец Велимир Хлебников, написавший: "Колокольни с высокими просветами клонились, как перешибленный палкой и вдруг согнувшийся и схватившийся за живот человек или сломанный в нескольких местах колос… Это сквозь живопись прошла буря; позднее она пройдет сквозь жизнь; и много поломится колоколен".
Лентулов Аристарх Васильевич (1882, с. Воронье Пензенской губ. – 1943, Москва)
Живописец, художник театра.
Родился в с. Воронье (Пензенская губерния). Учился в Пензенском художественном училище у Н. Д. Селиверстова (1898–1900, 1905), в Киевском художественном училище у Н. К. Пимоненко (1900–1905), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906–1910). В Париже самостоятельно работал в студии А. Ле Фоконье, познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метценже (1911). Тогда же посетил Италию.
Участник многих выставок: «Венок» (1907), «Звено» (1908), «Венок-Стефанос» (1909), «Союз русских художников» (1910), «Мир искусства» (1911, 1912). Член-учредитель объединения «Бубновый валет» (1910–1916), член Ассоциации художников революционной России (1926–1927), организатор и председатель Общества московских художников (1928–1929).
В ранних полотнах, переосмыслив кубизм и фовизм, разрабатывает самобытный тип футуристического панно. Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры («Василий Блаженный», 1913; «Звон (колокольня «Иван Великий»)», 1915). Декоративность полотен усилена кусочками бумаги, ткани и фольги, введенными в живопись. В 1910-е годы плодотворно работал также как сценограф (оформил, в частности, постановку «Прометей» А.Н.Скрябина на сцене Большого театра, 1918). Обращался к сценографии и позднее («Испанский священник» Д.Флетчера во 2-м МХАТе, 1934). С начала 1920-х переходит к произведениям менее масштабным и более натурным, создав серии пейзажей – сергиево-посадские, волжские и крымские.
В 1917–1943 преподавал в художественных учебных заведениях Москвы. С 1919 сотрудничал в Институте художественной культуры.