Русский музей
Дополненная реальность

 

Дама с фазанами. 1911

Машков И.И.
Холст, масло
177 x 133

Русский музей

Аннотация

В картине „Дама с фазанами“ Машков создал обобщенный образ, близкий тому типу „красавиц“, который сложился в городском мещанском лубке. Дама на портрете предстает пышнотелой, с румянами на щеках, густо насурьмленными бровями, одетой в нарядное платье с огромными розами. Со спинки кресла ниспадает соболиный палантин. Характеристику дополняет интерьер. Чучела птиц как бы вводят зрителя в крикливо „роскошную“, богатую, но безвкусную обстановку, напоминающую салоны ярмарочных фотоателье.
Юмор, пронизывающий произведение, яркость красок, нарочитая примитивизация форм также идут от карнавальной стихии народного искусства. Портрет носит обобщенное название. Известно, что моделью для художника послужила Ф. Я. Гессе, сестра поэта С. Я. Рубановича, участника диспутов „Бубнового валета“, дружившего с Машковым и художниками этого объединения.

Биография автора

Машков И.И.

Машков Илья Иванович (1881, ст. Михайловская Саратовской губ. – 1944, Москва)
Живописец, график, педагог; портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.
Родился в станице Михайловская (Саратовская губерния). Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1900–1904, 1907–1908) у А. Е. Архипова, В. А. Серова, К. А. Коровина. Участник выставок с 1909. Член-учредитель и секретарь объединения «Бубновый валет» (1910–1914). В это период увлекался народным искусством, «живописью подносов» Жостова и определял свой стиль как «саму живописность». Его огромное полотно «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (первая выставка «Бубновый валет», 1910) с полуобнаженными фигурами музицирующих атлетов было задумано как манифест новаторского подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом. Стиль Машкова, русский, яркий, сочный и, в то же время «сезаннистский», наиболее полно проявился в его знаменитых натюрмортах.
Член и экспонент объединений «Мир искусства» (с 1916), «Московские живописцы» (с 1925), Ассоциации художников революционной России – Ассоциации художников революции (1925–1930, 1932), Общества Московских художников (1928). Основатель и руководитель художественной студии (Москва, 1904–1917). Преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте в Москве (1920–1929).


© Русский музей 2013-2024