Русский музей
Дополненная реальность

 

Бдение Александра Македонского. 1780-е

Козловский М.И.
Мрамор
112 x 123 x 81

Русский музей

Аннотация

Образ античного героя послужил скульптору для воплощения нравственных идеалов, выработанных просветительской мыслью ХVIII века: Козловский изобразил воспитание твердой воли Александра, которой он противится сну. Одновременно ваятель прославил любовь своего героя к просвещению: около него свиток "Илиады" — свидетельство вкуса и образованности. Оригинальный сюжетный мотив, избранный скульптором, вполне соответствовал морализирующим тенденциям, которые развивались в его творчестве 1780-х годов. Создавая статую, Козловский показывает мощную фигуру отдыхающего воина, исполненную жизненной силы. Ее величавый покой пронизан внутренней готовностью к стремительному движению. Это произведение очень характерно для художественного мышления Козловского, которого современники сравнивали с великим Микеланджело.

Биография автора

Козловский М.И.

Козловский Михаил Иванович (1753, Санкт-Петербург – 1802, Санкт-Петербург)
Скульптор, рисовальщик.
Учился в Императорской Академии художеств (1764–1773) у Н.-Ф. Жиле. Неоднократно награждался серебряными и золотыми медалями, получив по окончании обучения звание классного художника 1-й степени и право на заграничное пенсионерство. Совершенствовался в Италии и Франции. Назначенный (1780) за пенсионерскую работу «Юпитер с Ганимедом» (не сохранилась). Принимал участие в декоративном убранстве Мраморного дворца и Концертного зала в Царском Селе (начало 1780-х), создал мраморные статуи «Бдение Александра Македонского» и «Екатерина II в образе Минервы» (обе – Русский музей). Находился в Париже (1788–1790), где исполнил ряд значительных произведений. Академик, профессор (1794). Член Совета Академии художеств (1795). Начал преподавать в скульптурном классе (с 1799 – старший профессор), в числе его учеников были скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов. Работая в области станковой пластики, исполнил ряд портретов и серию терракотовых эскизов на сюжет «Илиады» Гомера (середина 1790-х, Русский музей). Среди его монументальных произведений наиболее значительны – памятник А.В. Суворову для Петербурга (1799–1801), группа «Самсон, раздирающий пасть льва» для Большого каскада в Петергофе (1800–1801), надгробие П.И. Мелиссино (1800) и С.А. Строгановой (1802, оба – в Александро-Невской лавре).


© Русский музей 2013-2024