|
Растрелли К.Б.
Бронза
223 х 160 х 228; 126 х 68 х 64
Русский музей
Пост.: 1898 из Академии художеств
Это уникальное произведение русской монументальной пластики создавалось с 1732 по 1741 годы. Выполненная в натуральную величину группа предназначалась для постановки перед новым (Третьим) Зимним дворцом. Однако кончина Анны Иоанновны в 1740 и восшествие на русский престол императрицы Елизаветы Петровны помешали осуществлению этого замысла. "Анна Иоанновна с арапчонком" – редчайший образец коронационного парадного портрета в скульптуре. Величавость внешнего облика императрицы не скрывает мастерски переданной личностной характеристики, благодаря которой работа Растрелли стала своего рода символом тяжелого и деспотичного времени, вошедшего в историю России как эпоха бироновщины.
Анна Иоанновна (1693–1740) – российская императрица из династии Романовых, вторая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и царицы Прасковьи Федоровны (Салтыковой). Выдана замуж в 1710 за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 4 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии. После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократической верхушки — «верховников», но при поддержке дворян забрала всю власть, распустив Верховный тайный совет. Время правления Анны позднее получило название «бироновщина/биронщина» по имени ее фаворита Эрнста Иоганна Бирона, имевшего неограниченную власть. Царствовала с 15/26 февраля 1730 по 17/28 октября 1740.
Растрелли Карло Бартоломео (1675, Флоренция – 1744, Санкт-Петербург)
Выдающийся скульптор и литейщик, итальянец по происхождению. В 1716 вызван Петром I в Петербург для литья пушек и исполнения художественных работ по украшению новой русской столицы. В Россию приехал вместе с сыном Франческо Бартоломео — будущим архитектором. Первые скульптурные произведения, исполненные Растрелли, — бронзовые фигуры на мотивы басней Эзопа. Они были расставлены на левом берегу Невы и впоследствии подарены Екатериной II графам Остерману и Бецкому. Они не сохранились, как и отлитый по приказанию Петра I бронзовый бюст «первого русского солдата» С.Л. Бухвостова, и свинцовые статуи, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов. Работал преимущественно в области монументальной и портретной скульптуры. Характерные для барокко торжественная парадность и декоративная пышность сочетаются в произведениях Растрелли с правдивостью и выразительностью образов. Скульптор создал ряд изображений Петра I: его бюст и конный монумент, установленный Павлом I перед Михайловским замком, в которых император представлен грозным монархом и полководцем-триумфатором, и восковую персону (из дерева и раскрашенного воска). Непревзойденной по филигранной технике исполнения остается его монументальная скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, ГРМ).