|
Пакулин В.В.
Холст, масло
152 x 187
Русский музей
Пост. в 1975 г. от Л.В.Пакулиной, Ленинград
Картина "Жница" была написана через год после окончания Вхутеина, где В. В. Пакулин учился у А.Е.Карева и А.И.Савинова. Впервые он ее показал на первой выставке художественного объединения "Круг художников" в 1927 г. Пакулин являлся организатором и председателем "Круга художников", куда первоначально вошли преимущественно выпускники Вхутеина 1925 г.
Сопровождая картину "Жница" пространным объяснением целей, которые ставил он перед собой в процессе работы над произведением, Пакулин отводил "Жнице" роль одной из программных работ на выставке. В этом была своя, современная эпохе, логика: появление нового художественного объединения, как правило, сопровождалось декларациями, творческими лозунгами, программами. "Теоретиком" в "Круге художников" с самого начала был Пакулин. Создавая "Жницу", Пакулин мечтал придать возвышенное звучание теме труда. В ходе живописного воплощения замысла художник отказывается от какой-либо конкретности в решении образа и делает акцент на выразительности самих средств живописи. Избранный художником прием, подчиненный стремлению к монументальности, обнаруживает близость фреске и одновременно плакату. Как можно заметить, манера Пакулина являла тогда сложный сплав традиций и увлечений — от новейшей французской живописи до древнерусского искусства и античной фрески. Многое усвоил Пакулин и от своих непосредственных учителей — Карева и Савинова, а также испытал влияние "Крестьянских циклов" К. С. Малевича.
ПАКУЛИН Вячеслав Владимирович (1900, Рыбинск – 1951, Ленинград)
Живописец, график, художник театра. Учился в ЦУТР (1916–1917; 1920–1922); в АХ–ВХУТЕМАСе (1922–1925) у А. Е. Карева, А. И. Савинова. Участник выставок с 1922. Член и экспонент объединения "Круг художников“ (1926–1932, председатель). Член правления ЛОСХ (с 1932). Член бригады художников (1935) (руководитель А. Н. Самохвалов), работавшей над панно "Хлопок“ для ВСХВ.
Практически все пейзажи блокадного Ленинграда Пакулин писал с натуры. Трагические обстоятельства не помешали художнику проявить свой дар тонкого лирика, мастера со светлым поэтическим чувством.