Русский музей
Дополненная реальность

 

Зима. 1903

Грабарь И.Э.
Холст, масло
54,3 x 74

Русский музей

Пост.: 1954, приобр. у автора (Москва) через МК СССР; ранее – собр. А. И. Трояновской (Москва), И. И. Трояновского (Москва)

Аннотация

Отличительная особенность произведений Грабаря 1900-х в том, что, какой бы мотив он ни выбрал (а сам художник всегда выбирал явления вполне повседневные и обыденные), именно в нем видел он красоту, сконцентрированную в особенно приподнятом, праздничном состоянии. Подчиняя каждую работу определенной цветовой доминанте, Грабарь пишет чистым цветом, не смешивая краски на палитре, а нанося каждую коротким ударом кисти.

Биография автора

Грабарь И.Э.

Грабарь Игорь Эммануилович (1871, Будапешт, Венгрия – 1960, Москва)
Живописец; историк искусства, художественный критик, музейный работник, реставратор, педагог.
Родился в Будапеште. Окончил юридический и историко-филологический факультеты Петербургского университета (1889–1896). Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894–1896) у И. Е. Репина, в школе А. Ашбе (1896–1898) в Мюнхене. На протяжении 1896–1900 изучал мировое искусство по Европе. В Италии его потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже – работы импрессионистов и постимпрессионистов. В 1900 возвращается в Россию. В Подмосковье, учитывая достижения французских импрессионистов, пишет на открытом воздухе пейзажи «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (1904) и натюрморты «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907).
Член «Мира искусства» (1901, 1910), Союза русских художников (1903), пожизненный член Осеннего салона в Париже (1906). Участник выставок с 1898: «Мир искусства» (1902–1906, 1912–1922), СРХ (1903–1909), «Московские живописцы» (1925); Международных в Дюссельдорфе (1904), Венеции (1907, 1924), Риме (1911), Мальмё (1914). Преподавал в совместной школе Ашбе – Грабаря (1898–1901) в Мюнхене.
1910–1923 – период увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Осуществил издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909–1916), написал для нее важнейшие разделы, опубликовал монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане. В 1913–1925 возглавлял Третьяковскую галерею, значительно изменив принципы музейной работы. После революции многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 по его инициативе созданы Государственные центральные художественные реставрационные мастерские (1918–1930, директор). С 1924 и до конца 1940-х вновь много занимался живописью, особенно увлекался портретом.


© Русский музей 2013-2024