Русский музей
Дополненная реальность

 

Шухаев В.И., Яковлев А.Е. Автопортреты (Арлекин и Пьеро). 1914

Шухаев В.И., Яковлев А.Е.
Холст, масло
210 x 142

Русский музей

Аннотация

Шухаев и Яковлев вошли в объединение „Мир искусства“ как представители неоклассицизма. В картине „Арлекин и Пьеро“ они возрождают форму классического портрета, из старого искусства заимствованы также академически четкий рисунок, светотеневая моделировка форм, локальность цвета, бесфактурная кладка мазка.
В начале 1910-х годов Шухаев и Яковлев выступали в „Доме интермедий“ в Петербурге в пантомиме А. Шницлера „Шарф Коломбины“. Яковлев — в роли Арлекина, Шухаев — в роли Пьеро. Их двойной автопортрет — своеобразное воспоминание об увлечении театром. Картина долгие годы не выставлялась, так как не была закончена. В 1962 Шухаев дописал некоторые детали. В том же году она экспонировалась на его персональной выставке в Академии Художеств в Ленинграде.

Биография автора

Шухаев В.И.

Шухаев Василий Иванович (1887, Москва – 1973, Тбилиси)
Живописец, график, художник театра.
Родился в Москве. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1897–1906), в Высшем художественном училище при Академии художеств (1906–1912) у Д. Н. Кардовского. Наравне с А. Е. Яковлевым, яркий представитель школы Кардовского. В их творчестве нашло отражение новое для тех лет направление – неоклассицизм. Пенсионеры Общества поощрения молодых художников в Риме (1913–1914), в Италии они совместно изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный «Арлекин и Пьеро». Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в 1910-х, а Шухаев только в 1962. Художник изобразил себя в виде Пьеро. Точный академический рисунок, гладкая живопись, симметричная композиция полотна были своеобразной реакцией на эксперименты, происходившие в искусстве тех лет. Театральность и ретроспективизм его произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства», в выставках которого художник принимал участие.
Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», одним из организаторов и участников которого Шухаев стал в 1917. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства художника.
В дореволюционные годы попробовал силы и в монументальной живописи. Был приглашен для работы над росписями церкви Николая Мирликийского в Бари и Казанского вокзала в Москве, однако начавшаяся Первая мировая война помешала осуществлению этих планов. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916).
После революции участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октября. Проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена).
Преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде (с 1915), в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица. Профессор Высшего художественного училища при Академии художеств–Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1917–1920).
В 1921–1935 жил в Париже. Здесь открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»).
В Париже создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн; писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. С 1920-х иллюстрировал книги. В 1932 предпринял поездку в Марокко. Привезенные оттуда этюды послужили материалом для создания целой серии работ.
В 1935 вернулся на родину. Работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал. В 1937 был сослан в Магадан, где провел десять лет. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. По возвращении из ссылки поселился в Тбилиси. Стал профессором Тбилисской Академии художеств, занимался живописью. Наибольшую известность снискали его портреты С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры.

Яковлев А.Е.

Яковлев Александр Евгеньевич (1887, Санкт-Петербург – 1938, Париж)
Живописец, график, художник театра, педагог.
Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1905–1913) у Д. Н. Кардовского, уделявшего особое внимание обучению рисунку. Во время обучения увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех лет, в том числе в «Аполлоне». Много рисовал для «Сатирикона», а впоследствии – для «Нового Сатирикона» и «Нивы».
Уже в ранних работах обозначилось его тяготение к «неоклассицизму». 1913–1915 провел вместе со своим другом В. И. Шухаевым в Италии, где изучал старую живопись. Затем побывал в Испании, на острове Майорка. Наряду с огромным количеством натурных этюдов выполнил в Италии свой портрет в образе Арлекина, который стал частью двойного автопортрета Шухаева и Яковлева. Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения заметны и в других произведениях художника, например в картине «Скрипач» (1915).
Во второй половине 1910-х занимался портретной живописью и рисунком, достиг больших успехов в технике сангины. К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся «Портрет Казарозы (жены художника)» (1916) и «Автопортрет» (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова. Совместно с Шухаевым расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве; вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформил артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде.
Преподавал на архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской (1916–1917) в Петрограде. В 1917 наряду с Кардовским, Шухаевым и Радловым был инициатором создания «Цеха живописцев святого Луки». Летом 1917 как пенсионер Академии художеств отправился в Монголию, Китай и Японию. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае.
С 1920 жил в Париже. В 1924–1925 принимал участие в экспедиции Компании Ситроен в Северную и Центральную Африку. Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех. В 1931–1932 вновь отправился с экспедицией в страны Востока – посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай. Итогом поездки стала серия художественных работ, в основном этнографического характера, но отмеченных виртуозной техникой рисунка. С 1934 по 1938 жил в США, преподавал в Школе изящных искусств (1934–1937) в Бостоне.

Аудио

Шухаев В.И., Яковлев А.Е. Автопортреты (Арлекин и Пьеро). 1914



© Русский музей 2013-2024