Русский музей
Дополненная реальность

 

Стрижка баранов. Ок. 1912

Кузнецов П.В.
Холст, темпера, пастель
77,5 x 81,5

Русский музей

Аннотация

Полотно представляет собой новый тип лирико-монументальной картины, в которой бытовой сюжет получает обобщенное символическое претворение. Несколько эскизная манера письма вызвана задачей создать в первую очередь "общий ансамбль художественного воплощения".
Полотно входит в "Киргизскую сюиту" – серию полотен, созданных художником во время поездки в Среднюю Азию. Для картины характерен синтез реальных впечатлений и романтической фантазии поэтического созерцания. Он искал гармонию в жизни кочевого народа, сохранившего древний уклад жизни, живую связь с природой. Неторопливый ритм изображения соответствует необъятности пространства, несущего в себе ощущение космичности. По словам художника, "в искусстве живописи должна быть связь с чувством трудового человека. Настанет время, когда к искусству приобщатся люди, смотрящие на небеса простыми, ясными глазами".

Биография автора

Кузнецов П.В.

Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878, Саратов – 1968, Москва)
Живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог.
Родился в Саратове, в семье иконописца. В 1891–1896 занимался у В. В. Коновалова (Саратов). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова и К. А. Коровина (1897–1904). Испытал большое влияние В. Э. Борисова-Мусатова.
Основная тенденция в ранний период творчества – от импрессионизма к символизму. Художник стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души («Утро», «Голубой фонтан», обе 1905; «Рождение», 1906, и др.).
Организатор выставок «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907). В 1906 по приглашению С. П. Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии. Пожизненный член парижского «Осеннего салона». Совершил поездки в Заволжские степи (1911–1912) и Среднюю Азию (1912–1913). Картины «Киргизской сюиты» знаменуют высший расцвет таланта художника («Спящая в кошаре», 1911; «Стрижка овец», «Дождь в степи», «Мираж», «Вечер в степи», все 1912). В те же годы создал ряд натюрмортов. Исполнил эскизы росписи Казанского вокзала в Москве («Сбор плодов», «Азиатский базар», 1913–1914, остались неосуществленными). В 1914 сотрудничал с А. Я. Таировым в первой постановке Камерного театра – спектакля «Сакунтала» Калидасы. Эти опыты повлияли на станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства («Гадание», 1912; «Вечер в степи», 1915; «У источника», 1919–1920; «Узбечка», 1920; «Птичница», начало 1920-х, и др.).
В годы революции принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала «Путь освобождения», вел педагогическую работу. В этот период создал новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи; к числу его лучших произведений относятся портреты Е. М. Бебутовой (1921–1922); тогда же им были изданы литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922–1923).
Член общества «Мир искусства», председатель общества «Четыре искусства» (1924–1931).
Заведовал секцией живописи в отделе изобразительного искусства Наркомпроса (1919–1924), преподавал в художественных школах и институтах Москвы (1918–1948, с перерывами). В 1925–1929 совершил поездки художника в Крым и на Кавказ. В эти годы обращался к темам труда и спорта. В поздние годы преимущественно был занят пейзажем и натюрмортом.


© Русский музей 2013-2019