Русский музей
Дополненная реальность

 

Вид Красной площади в Москве. 1795

Делабарт Ж.
Холст, масло
179575 х 140

Пост. в 1931 из Александровского дворца-музея, Детское (Царское) Село, ранее – Аничковский дворец, Петербург

Аннотация

Гравюра Г. Гуттенберга (H. Guttenberg) с акварели Делабарта имеет название «Вид Старой площади в Москве». «Старой» площадь названа в отличие от намеченных планом реконструкции Москвы 1775 года новых площадей, однако в народе она всегда называлась «Красной».
По обеим сторонам площади изображены здания торговых рядов. Справа – одноэтажные торговые ряды, названные «Старыми», когда перед стенами Кремля были возведены аналогичные ряды, получившие название «Новых». За ними виднеются Сенатская и Никольская башни, в центре – Воскресенские ворота и здание Главной аптеки, с 1766 занятого под библиотеку Московского Университета.
После пожара Москвы Старые ряды были реконструированы по проекту О. В. Бове, а Новые ряды решено было не восстанавливать, чтобы с площади открывался вид на Кремлевские стены. Старые ряды вновь были перестроены в 1890–1896 годах по проекту архитектора А. Н. Померанцева (конструкции застекленных перекрытий выполнены при участии инженера В. Г. Шухова). С 1923 года в здании расположен Государственный Универсальный магазин (ГУМ).
На площади – сцены торговли, гуляющие горожане, крестный ход с иконой. На чугунных столбах масляные фонари. Годом позднее, в 1796, площадь была замощена.

Биография автора

Делабарт Ж.

Делабарт Жерар (Около 1730-?)
Французский живописец, пейзажист. Работал в России с 1787 по 1810. Ученик Жан-Мари Вьена. Сведения о нем незначительны и противоречивы, вследствие чего его нередко путали с другими иностранными пейзажистами, работавшими в России. В 1787-1790 выполнил серию видов Царского Села, заказанную императрицей Екатериной II. Настоящую известность приобрел благодаря серии из 16 видов Москвы (1794-1798), позднее гравированной. Особую популярность изображения Москвы приобрели после Отечественной войны 1812 года: во время военных действий многие здания были разрушены и сожжены, и работы Делабарта остались бесценными свидетельствами об утраченном облике города.


© Русский музей 2013-2024