Русский музей
Дополненная реальность

 

Женский праздничный костюм. Сарафан. Конец XVIII — начало XIX века


Парча, галун
131 х 215

Русский музей

Пост.: 1938 из ГЭ

Аннотация

Шугай. Начало XIX века
Парча, галун, бахрома. 54 х 178

Кокошник. Конец XVIII — начало XIX века
Бархат, золотные нити, перламутр, бисер, шитье, низанье. 18 х 14 х 12

Русский народный костюм всегда привлекал художников своей яркостью и самобытностью. По своему составу комплекс богатого праздничного наряда был практически одинаковым на всей территории Московского царства, а затем - Российской империи. До Петра I он бытовал, главным образом, в боярской и великокняжеской среде; в последующие эпохи стал достоянием городского и зажиточного крестьянского населения.
Важной частью костюма, позволяющей определить, в каком регионе он бытовал, был кокошник – праздничный женский головной убор. Кокошники носили крестьянки, горожанки и купчихи. Вертикально вытянутые головные уборы (на картине Карла Венига «Русская девушка») были характерны для Костромской губернии. Их отделывали мелко сосборенными шелковыми лентами и золотной бахромой. По верхней части костромских кокошников расходились веером мелкие сборы. В Тверской губернии (на картине Алексея Корзухина «Девичник») носили цилиндрические «кики» с плоским дном, сияющие золотным и жемчужным шитьем.
Неотъемлемой частью будничного и праздничного костюма являлся сарафан - верхняя длинная плечевая женская одежда. Со времен царствования Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Мода на сарафаны снова утвердилась при Дворе лишь с началом правления Екатерины II. Отделка сарафанов - филигранные пуговицы, золотой позумент, шелковые ленты - делала эту одежду поистине драгоценной. По украшению костюма и пуговицам можно было судить о достатке семьи.
Праздничные женские наряды нередко дополнялись шугаем - верхней одеждой с длинными рукавами, большим воротником или без него. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи. Для его отделки использовали шелковые ленты, позумент, бахрому.
В конце XVIII — середине XIX века отличительным нарядом женщин простого сословия было головное покрывало – фата, которая, в зависимости от зажиточности, могла быть как из дешевого материала, так и из дорогого, шитого золотой нитью.


© Русский музей 2013-2024