Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет Е.С. Авдулиной. 1822–1823

Кипренский О.А.
Холст, масло
81 x 64,3

Русский музей

Аннотация

Портрет завершил собою ряд произведений, исполненных Кипренским во время первой поездки за границу (1816-1823). Его смело можно отнести к числу наиболее блистательных изображений в русском искусстве первой половины XIX века.
Екатерина Сергеевна Авдулина (1788–1832), урожденная Яковлева, дочь действительного статского советника и кавалера нескольких орденов, жена генерал-майора лейб-гвардии Кавалергардского полка, члена Общества поощрения художников А.Н. Авдулина. Богатая светская женщина, она давала в Санкт-Петербурге балы, на которых бывал и А.С. Пушкин.
Одухотворенный облик модели, болезненное с тонкими чертами лицо, увядающий хрупкий гиацинт на окне, изысканность всего художественного строя полотна заставляли современников сравнивать его с работами Леонардо да Винчи. Созданный в Париже, он действительно выдает влияние хранящейся в Лувре "Моны Лизы".
Современники отмечали исключительное мастерство отделки деталей. "Портрет весьма окончен, руки написаны и нарисованы прекрасно, черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом", – писал В.И. Григорович, секретарь Общества поощрения художников.
Полный мечтательной грусти портрет типичен для периода расцвета творчества художника. Наряду со знаменитым прижизненным портретом А.С. Пушкина относится к шедеврам его искусства.

Биография автора

Кипренский О.А.

Кипренский Орест Адамович (1782, Мыза Нежинская Оренбургского уезда Санкт-Петербургской губ. – 1836, Рим)
Живописец-портретист, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1812). Профессор (с 1831).
Родился в усадьбе Нежинская Петербургской губернии. Сын дворового человека Адама Швальбе (по другой версии отцом художника был помещик А.С.Дьяконов) и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. С 1788 учился в Академии художеств у Г.И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуайена (1788–1803). Работал как портретист в Москве, Твери и Петербурге, преподавал. В 1816–1823 совершенствовался в Италии и Франции. С 1828 до конца жизни жил и работал в различных городах Италии: в Риме, Неаполе, Флоренции, Милане.
Крупнейший мастер романтического портрета, автор целой галереи графических и живописных портретов современников.


© Русский музей 2013-2024