Русский музей
Дополненная реальность

 

Застигнутые бурей. Вторая половина XIX века

Сверчков Н.Е.
Холст, масло
50,5 х 77

Русский музей

Пост. в 1919 из собрания П.П. Сувчинского, Петроград

Аннотация

Николай Егорович Сверчков родился в 1817 году в Петербурге. Его отец, крестьянин по происхождению, долгое время служил в придворных конюшнях кучером и конюхом. Может быть, по наследству мальчику передалась любовь к природе, животному миру и, особенно, к лошадям.
«…Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт, наши охоты и путешествия по России», – писал художник. Проявив себя прекрасным анималистом, Сверчков долгое время был штатным художником конных заводов. В 1860-е годы творчество Николая Сверчкова достигает наивысшего расцвета. Работы этого периода становятся не только верными и точными по рисунку, но и живописными по цветовому решению. Сверчкова можно назвать настоящим певцом северной зимы, зимней дороги с ее метелями, заносами, морозами. Пожалуй, никто другой из русских художников не обращался так часто к сюжетам, в которых звучат долгие часы путешествий в телегах и кибитках по заснеженным пустынным полям и глухим лесным проселкам. Прекрасно передано буйство метели в картине «Застигнутые бурей». Тревожно потемнело, нахмурилось небо, ни один луч не пробивается сквозь его тяжелую черноту. С трудом продвигается вперед по занесенной снегом дороге тройка лошадей, запряженных в кибитку. Пронизывающий ледяной ветер дует, сбивая с ног усталых животных, слепит ямщика, безуспешно старающегося заслониться рукой от летящего в лицо колючего снега. Вдали еле видна небольшая деревенька, затерянная в сугробах, до которой стараются добраться застигнутые разбушевавшейся стихией путники. Пейзаж здесь не только фон для действия, но и активное средство, помогающее раскрыть художественный образ, понять драматическое содержание полотна.

Биография автора

Сверчков Н.Е.

Сверчков Николай Егорович (1817, Санкт-Петербург — 1898, Царское Село)

Живописец, рисовальщик, литограф, скульптор; анималист, жанрист, портретист, автор композиций на исторические сюжеты. Родился в семье придворного конюха. Ещё в детстве с любовью рисовал животных, особенно лошадей. Учился в Воспитательной школе при Академии художеств (1827), затем Петропавловском училище общего типа. Служил в хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел. Специального художественного образования не получил. Живописью стал заниматься самостоятельно. В 1839 по результатам выставки в Академии художеств присуждено звание свободного художника портретной живописи. В 1842 уходит в отставку в чине коллежского секретаря. Участник выставок Академии художеств с 1844. В 1840-х начал работать художником Хреновского и Чесменского государственных конных заводов России. Многие работы этого периода были объединены в цикл иллюстраций для "Альбома коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов в России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым". В 1852 году получил звание академика "по живописи народных сцен" за картину "Помещичья тройка". В 1855 получил звание профессора за картину "Дорожные". В конце 1850-х — начале 1860-х жил в Париже, Лондоне, Брюсселе. Жюри Всемирной парижской выставки 1863 присужден орден Почетного легиона за картины "Возвращение с медвежьей охоты", "Почтовая станция", "Ярмарка в Воронеже". Член кружка "Собрание понедельничных вечеров" (с 1881).


© Русский музей 2013-2024