Русский музей
Дополненная реальность

 

Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне. 1888

Верещагин В.В.
Холст, масло
60,5 х 45

Русский музей

Пост. в 1900 г. от автора ( с постоянной выставки Общества поощрения художеств)

Аннотация

В 1887–1888 Верещагин совершает поездки по городам России. Он увлечен миром национальной старины, за короткое время собирает уникальную коллекцию предметов народного быта, русского национального костюма, занимается изучением древнерусского зодчества, с горячностью он выступает в их защиту. Созданные в результате поездок в Ростов, Кострому, Ярославль этюды раскрывают во всей полноте мастерство зрелого художника, выявляют его тонкое понимание особой красоты русской природы и древней архитектуры. Данный этюд в числе нескольких других поступил в коллекцию с постоянной выставки ОПХ. Они написаны в трёх километрах к юго-западу от Ростова, в небольшом селе Богослов. Церковь Иоанна Богослова на реке Ишне построена в 1687 архимандритом Авраамиевского монастыря Герасимом в память явления на этом месте Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. По своей общей композиции она принадлежит к типу ярусных церквей, распространённых в России в конце XVII века. Храм на высоком подклете поражает совершенством точно найденных пропорций и соотношений объёмов. Его интерьер до сих пор производит не меньшее впечатление, чем наружный облик. Низкая, полутёмная галерея с волоковыми окнами резко контрастирует с высоким, наполненным светом пространством самого храма и трапезной. Иконостас и резные позолоченные царские врата работы мастера Исайи дополняют это впечатление. (В настоящее время образы из иконостаса и резные позолоченные царские врата экспонируются в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», филиалом которого является церковь). Все это позволило художнику создать удивительно тонкие по красоте этюды. В них рисунок сочетается с тонкой, многоцветной палитрой: краски икон, золото и серебро окладов и канделябров сияют в полутьме церковного интерьера. Художником создан живописный образ русской старины, в котором ощущается восторг великого художника перед красотой, созданной руками русского человека.

Биография автора

Верещагин В.В.

Верещагин Василий Васильевич (1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур)
Живописец-баталист, пейзажист-жанрист, рисовальщик.
Родился в Череповце Новгородской губернии. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1853-1860), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1858), в Императорской Академии художеств у А.Т. Маркова и А.Е. Бейдемана (1860-1863), занимался в Парижской Академии художеств у Ж.Л. Жерома и А. Бида (1864-1866). В 1884 был избран профессором Академии художеств, но отказался от этого звания, стремясь к независимости от официального направления в искусстве.
Много путешествовал - по Кавказу и Дунаю (1863-1865), по Северу России (1887-1888, 1894), был на Кубе и Филиппинах (1901-1902), в Японии (1903). Участник многих боев. Кавалер Георгиевского креста за Самаркандское сражение (1868). Принимал участие в военных действиях в Туркестане, русско-турецкой войне.
Погиб вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве флагманского броненосца "Петропавловск" у Порт-Артура во время русско-японской войны.
Создал большие серии полотен - Туркестанскую (1868-1873), Балканскую (1877-1879), Палестинскую (1884-1885), Индийскую и Гималайскую (1870-1880-е), "1812 год" (1887-1904). За картины на тему испано-американской войны 1898-1899 выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.
Ознаменовал своим творчеством целый этап в развитии мировой батальной живописи. Автор многих литературных произведений и воспоминаний.


© Русский музей 2013-2024