Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет цесаревны Елизаветы Петровны. Этюд. 1724 (?)

Каравак Л.
Холст, масло
56,5 х 50 (овал)

Русский музей

Пост. в 1923 из АХ; ранее (с 1765?) – собрание музея АХ; с апреля 1764 – ИЭ; до апреля 1764 – Зимний дворец

Аннотация

В «Описи Императорского Эрмитажа», опубликованной в 1913 году, упоминается принятый в 1764 году «портрет грудной [Елизаветы], писанный когда изволила быть Цесаревною, письмом неокончен». Новыми исследованиями установлено, что портрет является этюдом к портрету Л. Каравака, недавно приобретенному ГЭ и датированному 1724 годом.

Елизавета Петровна (1709-1761/1762) - российская императрица с 1741, дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. Марты Скавронской; с 1725 императрицы Екатерины I).

Биография автора

Каравак Л.

Луи Каравак (1684, Марсель – 1754, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист, декоратор, миниатюрист.
Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге. Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В 1722 он сопровождал Петра I в Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в 1722 Петром I. Также жил в Москве. При Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае 1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова, М.А. Захарова и др.


© Русский музей 2013-2024