Русский музей
Дополненная реальность

 

Беннер Ж. Портрет великого князя Константина Павловича. 1821

Беннер Ж.
Бумага на металлической пластинке, акварель
14,3 x 10,8 (овал)

Русский музей

Аннотация

Константин Павлович (1779–1831) — второй сын великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны и, соответственно, второй внук императрицы Екатерины II. Участник Итальянских и Швейцарских походов А.В.Суворова. В связи с женитьбой на особе неимператорской крови отказался от наследования российского престола. После смерти Александра I подтвердил свое отречение. Участвовал в антинаполеоновских походах. С 1814 — главнокомандующий польской армией и фактический наместник Польши. Во время Польского восстания 1830–1831 покинул Польшу. По дороге в Белосток заболел холерой и умер.

Биография автора

Беннер Ж.

Жан-Анри Беннер (3 августа 1776, Мюльхаузен, Эльзас — зима 1836, Париж)
Французский художник-миниатюрист, портретист и пейзажист (есть сведения, что он занимался гравированием на меди и живописью на стекле).
Учился в Париже у одного из наиболее значительных акварелистов, литографов и мастеров портретной миниатюры Жана-Батиста Изабе (1767—1855). Время и сроки обучения определить затруднительно. Вероятно, обучение было недолгим и приходилось на 1803–1804 годы, когда Беннер, судя по документам, находился в Париже. В 1812 Беннером была выполнена большая серия портретов императорской фамилии Габсбургов. В 1815–1816 мастер работал в Варшаве, где написал ряд портретов польских аристократов, затем в Петербурге и, возможно, в Москве. Из России уехал не ранее 1825 года.
Из творческого наследия Беннера самым значительным было создание с 1816 по 1825 год по заказу российского Императорского Двора и частных лиц нескольких комплектов портретной галереи (24 портрета), представляющей царей и великих князей династии Романовых. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам отдельного гравированного альбома, ставшего весьма популярным. Первые варианты этой «романовской галереи» были гравированы и изданы в Париже уже в 1817 году.
Исполненные Беннером портреты иконографически являются в основном копиями известных оригиналов — Люддена, Токе, Жерара и Изабе.
Размеры миниатюр каждого комплекта были одинаковыми; размеры миниатюр разных комплектов различались крайне незначительно: не более чем на 0,3–0,7 мм. Но главное — каждый комплект отличался присущим только ему рисунком рамы, специально разработанным Беннером. Можно отметить и другие отличия, которые сводятся к разнице в цвете платья императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны на миниатюрах из разных коллекций.
Трудно с точностью определить, сколько комплектов было создано при жизни автора, так как сегодня в разных музеях и частных собраниях часто встречаются портреты из «беннеровских серий». Почти все они сохранились не целиком: так, три неполных комплекта находятся в собрании Эрмитажа (серия великого князя Николая Михайловича, серия из Зимнего дворца, а также серия, принадлежность которой определить пока затруднительно), три — в Павловском дворце-музее (серия Николая I, серия из коллекции Николая II, две серии, происходящие из Гатчинского дворца-музея). Отдельные портреты находятся в Историческом музее (портрет императрицы Елизаветы Алексеевны) и в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (портреты великих княгинь Екатерины Павловны и Анны Павловны), в некоторых провинциальных музеях и частных собраниях.
Портреты «романовской галереи» Русского музея поступили из коллекции принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской (дочери Георга Мекленбург-Стрелицкого и великой княгини Екатерины Михайловны, правнучки императора Павла I) в 1924 году (бывшее собрание великого князя Михаила Павловича). Почти все портреты этого собрания (за исключением портрета великого князя Михаила Павловича) одеты в оригинальные золоченые рамы и имеют подпись и дату: 1817 или 1821 год.
Серия из двадцати четырех портретов в оригинальном оформлении, созданных Беннером, принадлежащая Русскому музею, дошла до нас в первоначальном составе и представляет поистине уникальный случай сохранившегося живого ансамбля.


© Русский музей 2013-2024