Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Начало 1780-х

Рокотов Ф.С.
Холст, масло
65,5 х 55 (овал)

Русский музей

Пост.: 1928 из ГЭ; ранее – Английский дворец (Петергоф)

Аннотация

Великий князь Александр Павлович – будущий российский император (с 1801) Александр I (Благословенный; 1777–1825). Старший сын великого князя Павла Петровича (Павла I) и великой княгини Марии Федоровны. До 1801 цесаревич. Воспитывался бабушкой Екатериной II в духе философии просветительства. Вступил на престол в 1801 году после убийства отца группой заговорщиков.
Общеизвестны чрезвычайно сложные взаимоотношения Павла-наследника с императрицей Екатериной II и преследовавшие его разговоры о ее желании передать престол, минуя сына, — внуку, великому князю Александру.
Изображен с орденами св. Андрея Первозванного (лента и звезда) и св. Анны (крест).
В начале 1780-х Ф.С. Рокотовым было исполнено несколько портретов великого князя Александра Павловича. Повторение-вариант из Романовской галереи Зимнего дворца – Новгородский ГМЗ; повторение-вариант (копия?) – Иркутский областной художественный музей.

Парный "Портрету великого князя Константина Павловича в детстве" (Псковский ГМЗ).

Биография автора

Рокотов Ф.С.

Рокотов Федор Степанович (1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1765).
Родился в имении князя П.И. Репнина в с. Воронцово близ Москвы в семье крепостного. В 1760 получил вольную. В том же году поступил в Академию художеств при содействии покровителя – графа И.И. Шувалова, основателя и куратора Академии. Учился у А.П. Антропова, Л. Токке и П. Ротари, позже преподавал (1762–1765). К началу 1760-х завоевал широкую популярность в кругу столичной знати. Около 1767 переехал в Москву.
Автор многочисленных камерных интимных портретов современников, в которых нашли отражение просветительские идеалы времени. Созданный им тип портрета пользовался широким признанием и составил целую эпоху в русской портретной живописи. Крупнейший портретист XVIII века, он был вскоре предан забвению и открыт заново лишь спустя столетие, в начале ХХ века.


© Русский музей 2013-2024