Русский музей
Дополненная реальность

 

Эфемерный сад в Санкт-Петербурге

ЖАН-ЛУИ СЮРО


Аннотация

В 2014 году по рекомендации Фонда парков и садов Франции и ее вице-президента Мари-Соль де ля Тур д''''''''Овернь для участия в фестивале «Императорские сады России» представляется ландшафтный проект замка Амбуаз (Франция).
Автором концепции проекта является Жан-Луи Сюро, директор Королевского замка Амбуаз.

Концепция проекта «Эфемерный сад в Санкт-Петербурге» или «Пейзаж Луары на берегах Невы»

Прогуливающийся по улицам человек вдруг обнаруживает сад – ограниченное пространство, в котором и он хотел бы найти свое место. Он хочет, чтобы это место было комфортным для него, чтобы укрывшись там, он мог насладиться жизнью и оценить моменты безмятежности.
В английском саду, воспеваемом в этом году, в отличие от французского, нет необходимости поразить посетителя полным контролем над природой – напротив, важно совместное желание автора замысла и садовника имитировать ее, доведя до совершенства.
В этом смысле сад должен быть открытым окном, пронизанным светом. Оно приглашает вас приблизиться к нему, взглядом завладеть окружающим природным пространством, от ближнего плана – к дальнему. Это очень маленькое пространство, как «карманный» сад, но он является частью более обширного ансамбля, который, в свою очередь, является частью большого пейзажа.
Воспоминание о таком саде в рамках Санкт-Петербургского фестиваля окрашивается разнообразными, но трудноуловимыми нюансами зелени, присущей русской весне.
Если участок, где размещается композиция, имеет уклон – это удача для создателя и следует подчеркнуть его изгиб. У нас два букета плавных линий скрывают прямоугольник с неровным контуром, похожий на холм над рекой Луарой, на котором стоит замок Амбуаз.
Вмешательство художника подчеркнуло графичность всей композиции, благодаря ряду положенных друг за другом «зеленых мазков», ритм которым задают пересекающие их контр-линии. Картина выстроилась, и нашему посетителю предлагается населить ее мифическими или привычными для него фигурами, представить своих любимых персонажей, гуляющими здесь в любое время года, что придаст общей картине ощущение достоверности – и покажется, что это мгновенное изображение относится к более продолжительному жизненному эпизоду.
Садовник является режиссером. Он действует, как в театре – незаметно для зрителя, чтобы оставить простор его воображению. И наш зритель должен оценить радость этого творческого созерцания! Он вызывает в памяти образы своих близких, представляет их рядом с Великими и, уносимый своей мечтой, может заметить среди гуляющих в нашем саду, например, Александра Пушкина, свободно переговаривающегося с Леонардо да Винчи*. Он улыбается при мысли о том, что, возможно, темой их разговора является Амбуаз, если только это не Санкт-Петербург, где память об этих великих людях так сильна, что, кажется, она хочет бросить вызов времени.
Наш эфемерный сад, как открытый балкон «с видом» на Историю…

Дополнительно

ЖАН-ЛУИ СЮРО

ООО «УДАЧНЫЙ ПРОЕКТ»


© Русский музей 2013-2024