Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет С. Я. Яковлева. 1767

Неизвестный художник
Холст, масло
135 х 107,5

Русский музей

Аннотация

Савва Яковлевич Яковлев (Собакин) (1713-1784) — богатейший купец и промышленник, осташковский мещанин, пришедший в Петербург «с полтиною в кармане и родительским благословением». Однако, успешно занимаясь рыбной торговлей, приобрел четыре завода на Урале, полотняную мануфактуру в Ярославле. В 1758 назначен обер-директором над питейными сборами. С 1759 - коллежский асессор. В 1761 — пожалован потомственным дворянством. В Петербурге владел двумя большими участками земли. На средства С. Я. Яковлева в 1753-1756 воздвигнута церковь «Спас на Сенной» (арх. А. В. Квасов). Рядом с ней высилась сорокаметровая трехъярусная колокольня с колоколом в 542 пуда весом. Существует предание, что при жизни Яковлева звонили в этот колокол лишь тогда, когда он дозволял, и будто бы язык колокола запирался на особый замок, ключ от которого он держал у себя.
М. Л. Колокольников писал портреты нескольких поколений семьи Яковлевых. Известны два погрудных портрета С. Я. Яковлева работы Колокольникова: в собрании ГЭ (в лиловом кафтане и камзоле, ЭРЖ-338) и в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (в голубом кафтане и камзоле, КП-73635). Скорее всего, как и портрет из собрания ГРМ, они могли быть написаны в 1760-е: во всех случаях фасон парика идентичен. Вопрос об авторстве М. Л. Колокольникова по отношению к портрету из ГРМ впервые был поставлен в 1979 году И.Г.Котельниковой и С.В.Римской-Корсаковой на основании сравнительного стилистического и технологического исследования ряда произведений художника (Котельникова. С. 79-94). В результате изучения авторство Колокольникова подтвердилось, и портрет из ГРМ был признан эталоном.
Мина Лукич Колокольников (1708 ?, с. Кроватынь Ржевского уезда Московской губернии - 1792, Санкт-Петербург ?). Живописец и иконописец. Портретист. Обучался иконописному и живописному художеству «во Осташкове у разных мастеров». С 1725 по 1731 учился в Петербурге у И. Н. Никитина, затем у Л. Каравака и иконописца В. И. Василевского. Исполнял живописные работы в церкви Головинского дворца и к Киевским триумфальным воротам. В Петербурге писал образа в придворную церковь Летнего дворца, в комнаты Зимнего дворца, под руководством А. Перезинотти писал плафоны в Летнем и Зимнем дворцах, в Царском Селе. Работал в составе живописной команды Канцелярии от строений, исполнял работы в церквях, писал портреты императрицы Елизаветы Петровны для Академии наук. В 1753-1754 - участвовал в написании икон для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе, в 1771-1777 - писал иконы для Демидовской церкви в Нижнем Тагиле.


© Русский музей 2013-2024