Русский музей
Дополненная реальность

 

Вид Сорренто близ Неаполя ("с домом Торквато Тассо"). Конец 1820-х

Щедрин С.Ф.
Холст, масло
91 х 129

Русский музей

Аннотация

Сорренто (итал. Sorrento) – небольшой город в Италии на южном берегу Неаполитанского залива, в регионе Кампания. В 1544 в Сорренто родился знаменитый итальянский поэт XVI в. Торквато Тассо. В новейшее время стал местом проживания Гёте, Вагнера, Ницше, Горького, Ибсена, Байрона, Стендаля и многих других выдающихся личностей, сделавших проживание в Сорренто своеобразным культом. Щедрин регулярно жил и работал в Сорренто с 1825 года, написав в его окрестностях много пейзажи. Данный мотив художник сам называл "Вид Сорренто с Тассовым домом". В действительности дом, где родился Торквато Тассо (1544–1595), еще в давние времена обрушился в море вместе с частью берега. В XIX веке с именем Тассо легенда связывала один из старых домов на скалистом берегу небольшого мыса, разделяющего Большую и Малую гавани Сорренто. Щедрин писал свою картину из Большой гавани, смотря с запада на восток, в направлении Малой гавани. На втором плане виден замыкающий акваторию Сорренто с востока гористый полуостров Пунто Скутоло с его крайней точкой – мысом Граделле. В настоящее время имеется пять вариантов этого сюжета: по одному – в ГРМ, в Алупкинском дворце-музее, в Приморской картинной галерее (Владивосток), два – в ГТГ.

Биография автора

Щедрин С.Ф.

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791, Санкт-Петербург – 1830, Сорренто)
Живописец-пейзажист.
Родился в Петербурге в семье скульптора Ф.Ф. Щедрина. Его первым учителем был дядя – С.Ф. Щедрин, профессор "ландшафтного класса" Академии. Учился в Императорской Академии художеств (с 1800) у М.М. Иванова и Ф.Я. Алексеева (1806–1811). В 1811 оставлен в Академии "для усовершенствования". Работал в Риме как пенсионер Академии (с 1818), совершая поездки в Неаполь, где окончательно поселился в 1825. В летние месяцы жил и работал в окрестностях Неаполя – Сорренто, Амальфи, Капри.
Один из наиболее одаренных русских пейзажистов. Выработал свой собственный тип пейзажа. Часто варьируя один и тот же мотив, художник создал серии пейзажей "Новый Рим", "Водопады в Тиволи", "Веранды и гроты". Одним из первых в европейском искусстве серьезно заинтересовался проблемами пленэра. Его искусство оказало влияние на формирование неаполитанской "школы Позилиппо".


© Русский музей 2013-2019