Русский музей
Дополненная реальность

 

Пустынник. 1888

Нестеров М.В.
Холст, масло
91 х 84

Русский музей

Аннотация

Лето 1888 года Нестеров провел в Троице-Сергиевом Посаде, где много и плодотворно работал. Жизнь монастыря и монастырских скитов, далекая от мирской суеты и исполненная сокровенного смысла, произвела на страстного, импульсивного по натуре художника чрезвычайно сильное впечатление. В Троице-Сергиевом Посаде Нестеров сделал этюды к "Пустыннику" - первой картине, принесшей художнику успех. Это произведение исполнено удивительной тишины и поэзии. В нем в полной мере сказалось свойственное Нестерову несколько пантеистическое мироощущение, растворяющее человека в бытии окружающей его природы. В этом "растворении" художник видел необходимое условие достижения той гармонии, о которой "в миру", и тем более в городах, осталось только грезить. Другим аспектом той же темы является в картине мотив странничества, поиска "истинного пути", духовного искательства, который ранее разрабатывался, преимущественно, в русской классической литературе, а на рубеже ХIХ-ХХ века захватил и другие области, включая философию и изобразительное искусство.

Биография автора

Нестеров М.В.

Нестеров Михаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва)
Живописец, график, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Родился в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, А.К. Саврасова и В.Г. Перова (1876-1880, 1884-1886), в Академии художеств у П.П. Чистякова (1881-1884). Пользовался также советами И.Н. Крамского. Входил в Абрамцевский кружок С.И. Мамонтова (с 1888). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества "Мир искусства" (1899-1901). Член-учредитель "Союза русских художников" (1903).
Посетил Италию, Австрию, Францию, Германию, Грецию, Турцию. В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 - по Волге и Каме.
Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894).
Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Главное содержание творчества - религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств.


© Русский музей 2013-2019