Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет архиепископа Вениамина Пуцек-Григоровича. Между 1755 и 1761

Антропов А.П.
Холст, масло
106 x 84

Русский музей

Аннотация

Архиепископ Вениамин, в миру Василий Григорьевич Пуцек-Григорович (1705(6?)–1783) — сын казака из города Лохвиц Полтавской губернии. Получил образование в Киевской духовной академии; с 1734 — преподавал в Казанской семинарии. В 1740 принял монашество, в 1744 — архимандрит казанского Спасо-Преображенского монастыря, в 1748 — архимандрит Свияжского монастыря в Нижнем Новгороде. В 1753 — переведен в Тверь, назначен членом Святейшего Синода, в 1758 — епископ в Пскове. В 1761 году был назначен архиепископом Санкт-Петербургским и архимандритом Троицкого Александро-Невского монастыря. Высказывал мнения, не совпадавшие с предложениями правительства, после чего был в 1762 переведен в Казань архиепископом. В 1773 при взятии Казани Емельяном Пугачевым проявил большое мужество и стойкость, однако впоследствии был оговорен и обвинен в помощи восставшим; три месяца провел в заключении. Ему удалось послать письмо императрице Екатерине, которая лично пересмотрела дело архиепископа и убедилась в его невиновности. 26 января 1775 Екатерина пожаловала архиепископа Вениамина саном митрополита и прислала ему белый клобук с бриллиантовым крестом. В 1782 уволился на покой, умер в 1783. Датируется временем между возведением его на Петербургскую кафедру (1761) и пожалованием ему сана митрополита и белого клобука с бриллиантовым крестом (1775). Изображен в полном архиерейском облачении — клобуке, мантии, с панагией и архиерейским посохом в руках. Существует гравюра, на которой Вениамин изображен в белом клобуке.

Биография автора

Антропов А.П.

Антропов Алексей Петрович (1716, Санкт-Петербург – 1795, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Учился в Петербурге у А.М. Матвеева и Л. Каравакка (с 1732). С 1739 работал в "живописной команде" Канцелярии от строений у И.Я. Вишнякова. В конце 1750-х брал уроки у П. Ротари. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге и его пригородах (1744-1750), в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-1755).
С 1761 до конца жизни - главный художник Синода (надзиратель за живописцами и иконописцами). Имел частную школу живописи, в которой занимался Д.Г. Левицкий.
Портреты, созданные мастером в традициях европейского парадного портрета, продолжают традиции парсуны, развивают стилистическую линию отечественного примитива с его яркой непосредственностью и правдивостью образов. Много работал и в области камерного портрета.


© Русский музей 2013-2024