Русский музей
Дополненная реальность

 

Веера императриц

Русский музей


Аннотация

Автор идеи – Черданцева О.А., руководитель фестиваля "Императорские сады России".
Руководитель проекта: Фокина О.С., генеральный директор ООО «Удачный проект»
Разработка концепции, дизайн-проект, реализация: Фокина О.С., Макарова Ю.А.,
Тутанова С.С., Кривцов В.А.

Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.
Г.Р.Державин

Тема инсталляции навеяна коллекцией вееров российских императриц – Екатерины I, Елизаветы Петровны, дочери императора Петра I и Екатерины Великой, царствование которой называли «Золотым веком».
На создание выставочного проекта нас вдохновил тематический веер «Праздник на воде». Стиль его виртуозен и легок, цвета светлы и ярки. Этот изящный дамский аксессуар в ходе реформаторских преобразований Петра I в начале XVIII века вместе с европейским костюмом прочно вошел в обиход дам высших сословий. Настоящий же расцвет русского веера наступает с середины XVIII века, особенно в царствование Екатерины II.
Форма веера как нельзя лучше поддерживает тему сада, она подсмотрена у самой природы: изящные движения веера в руках прекрасных дам, как цветы, как роскошные крылья бабочек и птиц в экзотическом саду.
Будучи изменчивым по форме, веер ассоциируется со сменой сезонов, дня и ночи, фазами луны, переменчивостью и непостоянством.
Процесс раскрытия олицетворяет непрерывно расширяющийся жизненный опыт человека, перемены, динамику, развитие…
Веер подаёт знаки, и в воздухе порхают неслышимые звуки пылких признаний, робости, сомнений, ревности и огорчений.
Эти эмоции и показаны в проекте в виде трех вееров разной степени раскрытости, где на языке знаков веер, раскрытый менее чем на четверть, символизирует «скромность, неуверенность», условно присущие Екатерине I в период царствования Петра. Раскрывающийся веер означает «одобрение", сопутствовавшее воцарению Елизаветы, а полностью раскрытый веер – «безоговорочную всеобъемлющую любовь" – символ царствования Екатерины II.
Веерные конструкции – не редкость для исторических садов. Веерные цветники, решётки во все времена применялись для украшения сада.
При создании композиции нами учитывалось историческое значение объекта в сочетании с современными тенденциями использования стекла, металла, воды и цвета в архитектуре. Голубоватые оттенки прозрачного авторского стекла, используемого для элементов веера, означают постоянство, верность. Красный веер из цветов – радость, счастье. Веера украшены вензелями императриц.
Кроме того, в проекте присутствует и другой план – это напоминание о связи Летнего сада в Петербурге и парка «Кадриорг» в Таллинне (бывшем Ревеле), созданном по указанию Петра для своей супруги Екатерины I и носящем её имя.
Легкость и женственность композиции подчеркиваются переливами водных струй, играющих на стеклянных гранях вееров, и напоминает о столь любезных сердцу Петра I фонтанах, которые он устраивал во всех своих садах.

Партнеры:
Информационный спонсор – Автономная некоммерческая организация дополнительного и дополнительного профессионального образования «ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА “ЗЕЛЕНАЯ СТРЕЛА”»

ООО «Студия авторского стекла»
П. Бирюков, Р. Бирюкова
www.avtorskoesteklo.ru


© Русский музей 2013-2024