Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет императрицы Екатерины II. Последняя четверть XVIII века

Неизвестный художник
Холст, масло
261 x 194

Русский музей

Аннотация

Екатерина II (Великая; 1729-1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774; 1787-1792) и Швецией (1788-1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос.
По определению П. Н. Петрова, изображена «стоящая в парчовом платье и голубой симарре», с лентами и звездами орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Георгия. В кресле рядом с Екатериной — одна из ее любимых английских левреток — Сэр (Сир) Том Андерсон или Дюшеса. Портрет представляет собой варьированную копию с оригинала П.-Э. Фальконе (ГЭ), исполненную профессиональным мастером в последней четверти XVIII века. П. Н. Петров датировал оригинал П.-Э. Фальконе 1769 годом (Кат. исторической выставки. С. 110. № 391). Д. А. Ровинский считал, что «Фальконет сын написал в 1774 году в том числе и портрет Екатерины II, который Императрице не понравился» (Ровинский. Т. 4. Стлб. 397). Портрет из собрания ГЭ (холст, масло; 238,5 х 164; ГЭ-4480) был написан в 1774 году для Чесменского дворца.


© Русский музей 2013-2024