Русский музей
Дополненная реальность

 

Мир и Победа ("Ништадтский мир"). 1722-1723 (Италия)

Баратта П.
Мрамор
175 х 122 х 72

Русский музей

Аннотация

Скульптурная аллегория посвящена знаменательному для России событию - победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 году мирного договора в городе Ништадте. Именно за эту историческую победу Петр I получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества.

Композиционным и смысловым центром группы является олицетворяющая собою Россию величаво сидящая аллегорическая женская фигура с рогом изобилия и опрокинутым горящим факелом. У ее ног находятся щит, пушка и барабан, что говорит о постоянной бдительности. Другая аллегорическая женская фигура расположена чуть выше, справа - своими широко раскрытыми крыльями она напутствует и оберегает сидящую фигуру. Это Ника, богиня победы, венчает Россию лавровым венком, в руке она держит пальмовую ветвь - символ мира, а ногой попирает поверженного льва, олицетворяющего Швецию. Лев лапой придерживает картуш с надписью на латинском языке: «Велик тот, кто дает, и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое свершить может».
Скульптурная группа «Ништадтский мир» в настоящее время установлена на высоком гранитном пьедестале у северного фасада Летнего дворца.
По совершенству композиции, пластическому решению, по глубине проникновения в идейно–эмоциональную сущность аллегорических образов она принадлежит к лучшим образцам садово-парковой скульптуры XVIII века.

Биография автора

Баратта П.

Пьетро Баратта (1659—1729) — итальянский скульптор, автор садово-парковых и церковных скульптур в стиле барокко. Родился в Карраре, в Тоскане, работал в Венеции и Удине, на виллах на материке и как ландшафтный архитектор. Он был племянником скульптора Франческо Баратты-старшего (1590—1666), который работал в Риме в лаборатории Лоренцо Бернини. У П.Баратты была своя лаборатория, в которой проходили стажировки многие скульпторы, в том числе Франческо Робба. У него было много заказов из-за рубежа: для барочных садов Санкт-Петербурга Пьетро Баратта и его мастерская выполнили ряд аллегорических скульптур, многие из которых сохранились, в том числе скульптура «Андромеда», «Аллегория Архитектуры» и бюсты, в том числе «Аллегория зимы», «Аллегория весны» и другие.


© Русский музей 2013-2024